Яндекс.Метрика

Леонид ПИСНОЙ: «Жилищной политики государства сегодня нет»

Леонид ПИСНОЙ: «Жилищной политики  государства сегодня нет»

Один из ведущих строителей нашего региона, депутат Саратовской областной думы Леонид Писной поделился с корреспондентом «НВ» своим видением перспектив развития строительной отрасли страны в наступившем году.

– К сожалению, на мой взгляд, ситуация складывается пока хуже, чем в предыдущие два года. Уникальность ее состоит в том, что стройкомплекс впервые вступает в новый год, не имея федеральной программы развития отрасли.

Программа «Жилище» принималась в России даже в смутные девяностые годы. Да, она была изначально провальной, потому что, когда ее принимали, плохо представляли, какие произойдут изменения, куда зайдет реформирование. Но, тем не менее, развитие шло, и на ее основе возникла новая жилищная программа. Мне хорошо запомнилось обсуждение этого проекта, рассчитанного на 2001–2010 годы, которое проводил Владимир Путин в Чебоксарах.

Прошедшее десятилетие для строительного комплекса в целом оказалось весьма благоприятным. Развитие шло достаточно бурно благодаря программам, принятым и на федеральном, и на областном уровнях.

Мы, депутаты регионального законодательного собрания, не один раз корректировали, причем, в сторону увеличения, нашу областную программу, рассчитанную на 2002–2010 годы. Постепенно наращивались объемы строительства, а с 2007 года в области сдавалось не менее миллиона квадратных метров жилой площади. Это один из самых высоких показателей в ПФО и в целом по стране.

В прошлом году президент России Дмитрий Медведев заявил о том, что в стране необходимо увеличивать объемы возведения жилья, с тем, чтобы к 2020 году выйти на уровень строительства 1 квадратного метра на человека ежегодно. В соответствии с этим заявлением, а также опираясь на достижения предыдущих лет, в октябре 2010 года мы приняли амбициозную региональную программу по жилищному строительству, рассчитанную на 2011–2015 годы. Общий объем финансирования мероприятий программы составляет 217 миллиардов рублей, из них 16 миллиардов – это средства федерального бюджета, около 8 – областного и местных бюджетов, порядка 34 миллиардов – ипотечные кредиты, а остальное – инвестиции, средства из внебюджетных источников. Отдельные мероприятия программы направлены на обеспечение жилыми помещениями таких категорий граждан, как ветераны ВОВ, дети-сироты, молодые семьи, жители аварийных домов и т.п.

Кстати, ситуацию с аварийным жильем, с пресловутыми домами Лагутенко признают патовой и на федеральном уровне. Еще в 1980-х годах прошлого века были приняты первые программы по ликвидации этих домов. А в них до сих пор живут люди. Когда к нам после обращения губернатора к президенту РФ приехали проверяющие из Москвы, они были потрясены увиденным. Обнадежили, что какая-то ясность со сносом этих развалюх появится в конце февраля.

На защите нашей программы в правительстве России присутствовали представители федерального Министерства регионального развития Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, Фонда развития жилищного строительства, Фонда содействия реформированию ЖКХ, представители других регионов, эксперты. Саратовская программа была полностью одобрена. По словам замминистра регионального развития РФ Константина Королевского, она признана одной из лучших в стране. Высокой оценки удостаивают нас и коллеги из других субъектов Российской Федерации, которые равняются на наш регион.

В принципе, так же, осенью, началось обсуждение и российской жилищной программы на 2011–2015 годы. 17 октября она выносилась на заседание правительства. Но мы так ее и не увидели. Проекты и версии ходят разные. По одним документам, в продолжение нацпроекта планировалось вложить из федерального бюджета 291 миллиард рублей, по другим – сумма сократилась до 220 миллиардов. Плюс предусматриваются вложения в объеме 400 миллиардов рублей из региональных и местных бюджетов. Итого – 620 миллиардов рублей. В прошедшем году эта сумма составляла 650 миллиардов. Каким образом повышать объемы жилищного строительства в условиях снижения объемов финансирования – большой вопрос, требующий, быть может, поправок в законодательных документах, на что тоже понадобится время.

Так или иначе, но на сегодняшний день жилищной политики в России нет. В итоге все регионы, включая и нашу Саратовскую область – в общем-то, благополучный субъект в сфере жилищного строительства, – являются заложниками достаточно долгого принятия решения на федеральном уровне.

При этом я считаю, что векторы, которые были знаковыми в минувшее десятилетие, показывали нам верное направление. Прежде всего, это, конечно же, ипотека. Образно говоря, создана машина, которая уже работает лучше, чем «Жигули», но пока хуже, чем «Мерседес». В целом институт ипотеки под эгидой государства развивался по вертикали. И хотя уровень жизни нашего населения не позволяет достичь тех высот по ипотеке, как это было в США, Германии, машина работает как часы, страхуя строительный комплекс от дефолта. Законодателям Саратовской области особенно отрадно сознавать, что мы приложили руку к созданию этого механизма, во многом проработав законодательную базу, которая была востребована и на федеральном уровне. Отчасти поэтому Ипотечная корпорация Саратовской области динамично развивается и имеет хорошую репутацию в стране.

Вектор улучшения жилищных условий военнослужащих тоже себя оправдал. В нашей области только на эти цели было выделено 2700 квартир, что позволило преодолеть кризисные явления в строительном комплексе.

Вектор ликвидации аварийного фонда, действовавший в предыдущие годы, наверное, и сегодня должен быть наиболее востребован. Пока не было 185-го закона и Фонда содействия реформированию ЖКХ, регионы изобретали свое. Мы с 2002 года худо-бедно, используя механизм социальных выплат, отселили где-то 400 семей. Сейчас полномочия по расселению граждан из аварийного и ветхого жилья переданы на муниципальный уровень. Муниципалы рассчитывают на Фонд, хотя ему осталось существовать два года, к тому же лимит средств уже выбран. Что будет дальше – непонятно.

Также непонятно, будут ли и каким образом реализовываться программы, которые у нас шли на протяжении десяти лет – это переселение из депрессивных регионов, улучшение жилищных условий ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Третья часть нуждающихся из этих категорий граждан жилья не получила.

Голословной остается норма Жилищного кодекса по предоставлению жилья семьям малоимущих. Муниципальные очереди сохраняются и даже число нуждающихся прибывает. Но когда у меня, как депутата, на приеме спрашивают, есть ли смысл записываться в хвост этой очереди, мне нечем обнадежить людей.

Чтобы сбалансировать все эти векторы, нужно, на мой взгляд, принимать документ, где 70% расходов от объема вводимого жилья брали бы на себя бюджеты всех уровней.

Допустим, если взять нынешний уровень – а в 2010 году в России было введено 53 миллиона квадратных метров, – то государство должно было бы профинансировать порядка 30 миллионов квадратных метров (70%), что составило бы 1 триллион рублей (а не 650 миллиардов, как было в реальности). Если к 2020 году, как заявлено, мы хотим довести ввод жилья в России до 140-150 миллионов квадратных метров, то государство должно дотировать в три раза больше – 3 триллиона рублей. Таких денег под программу «Жилище» не было и нет.

Надо отдать должное: власть в последнее 10-летие пытается воплощать свои заявления на практике. Технологический комплекс России способен выдать «на гора» 170–177 миллионов квадратных метров в год. Но отсутствие денег в бюджетах всех уровней в требуемом объеме, невозможность дальнейшего раскачивания ипотеки в связи с низкими доходами населения, которые, если себя не обманывать, в наступившем году еще более снизятся (за счет роста стоимости ТЭР, повышения ЕСН, раскручивающих инфляцию), не позволяют рассчитывать на реальность этих планов.

Поэтому 2011 год и дальнейшая перспектива пугают, наверное, всех. Мы сегодня являемся заложниками федеральной политики в сфере жилищного строительства, а вернее, ее отсутствия.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №3 (403)
Рубрика:  Стройка/Недвижимость

Возврат к списку


Материалы по теме: