Яндекс.Метрика

Как учат российских банкиров? 8 отличий нашего финансового образования от западного

Как учат российских банкиров? 8 отличий нашего финансового образования от западного
Фрэнк Каупервуд, герой «Финансиста» Драйзера, стал богатейшим человеком в Штатах, бросив в 17 лет школу и начав работать биржевым трейдером. В наши дни такое случается редко. Респектабельными банкирами становятся люди, получившие качественное финансовое образование. Можно ли его получить в России?

Наше финансовое образование довольно молодое, в девяностых его выстраивали с нуля. Поэтому многие состоявшиеся банкиры получали техническое образование, в лучшем случае – экономическое, а в финансовых вузах здесь и за рубежом доучивались уже позже. Но и сейчас вузы, в которых можно получить качественное финансовое образование, можно пересчитать по пальцам: Финансовый университет, Высшая школа экономики, Российская экономическая школа, Институт банковского права.

В мире сейчас доминируют два тренда. Во-первых, формат обучения становится все более гибким. Уже не обязательно учиться целый год full-time, например, для получения MBA. Можно приезжать несколько раз в год на отдельные модули, из которых складывается твоя индивидуальная программа. Во-вторых, появляются проекты в онлайн-образовании.

«Происходит бурный рост независимых проектов в области интернет-образования, таких как Coursera. Такие стартапы уже есть в России, к нам уже обратились с предложением участвовать в подобном проекте», – рассказывает профессор Российской школы экономики Алексей Горяев.

Несмотря на это, российское финансовое образование по-прежнему сильно отличается от западного. Вот список из 8 его ключевых особенностей, который мы составили, поговорив с профессорами Николаем Берзоном, Яковом Миркиным, Максимом Буевым и управляющим партнером ИК «Третий Рим» Андреем Мовчаном.

1. Западное финансовое образование имеет англо-американское происхождение. У нашего – немецкие корни. Немецкий «фундаментальный» склад мышления имеет преимущества. Он помогает понять архитектуру глобальной экономики и финансов. Однако зачастую фундаментальность подхода приводит к схоластике и догматизму, чем реже грешат в англо-американских вузах.


2. У западного профессора на преподавательскую деятельность уходит 3–4 часа в неделю. В российских вузах нагрузка в 2–3 раза выше. Остается мало времени для проведения собственных научных исследований, а это означает, что профессор пересказывает чужие книжки. На Западе преподаватель может вовлекать студента в исследования, которые сам проводит, – это развивает способность мыслить самостоятельно.


3. В России существует иерархия: в бесплатном учебном заведении преподаватель – «главный», студент – «подчиненный», в пафосном платном преподаватель – «слуга», студент – «барин, который платит». На Западе, в первую очередь – в США, студент и преподаватель – партнеры. Преподаватели держатся на равных со студентами, вместе проводят много времени вне учебы. Наличие отдельной столовой для профессуры, характерное для некоторых российских вузов, в Гарварде, например, просто невообразимо.


4. В России «посещение обязательное», на Западе добровольное. Это все меняет. Определяющий критерий оценки преподавателя западным университетом – рейтинг, составляемый студентами. Большинство курсов в финансовых учебных учреждениях идут «по выбору», поэтому голосуют студенты буквально – «ногами». Если студент не хочет ходить на твои лекции, то это – твоя проблема, а не его.


5. Российское образование построено на индивидуализме – задания персональны, списывать нельзя, надо все делать самому и стремиться быть лучшим. На Западе уже давно поняли, что надо развивать networking. Студенты совместно обсуждают задания и решают задачи (только во время тестов каждый сам за себя). При этом если в России не дать списать – значит настроить против себя сокурсников, в западных вузах просить списать неприлично, а твой хороший друг быстро доложит профессору о твоей попытке списать и будет считать, что тебе же оказал услугу – не дал недоучить и ухудшить свои знания.


6. В западных вузах преподаватель старается адекватно подбирать задания, не давать слишком простых и слишком сложных. Это сказывается на системе оценки знаний. Если в России оценка «5» – это, как правило, почти безупречное выполнение задания, вне зависимости от его сложности, то в Америке «отлично» – это попадание в 15–20% лучших работ.


7. Российские вузы очень часто преподносят какие-то факты как абсолютные истины. На Западе дело обстоит не так: каждый студент может опровергнуть данные учебника, доказав свою теорию. Кроме того, обучение в принципе строится на вопросах студентов: нередко преподаватель берет «домашнее задание» и на следующую лекцию приходит с готовым ответом.


8. На Западе каждый студент получает пожизненный адрес почты, доступ к библиотекам и ресурсам, пропуск в кампус. Выпускникам рассылают новости, их приглашают на мероприятия, часто именно они оказывают финансовую поддержку своей alma mater. В российских вузах такая практика только зарождается. В большинстве случаев российские финансовые вузы дополняют свой бюджет доходами от совместных программ с различными финансовыми институтами. Например, в Высшей школе экономики есть совместная со Сбербанком платная программа обучения. Банк оплачивает половину стоимости образовательного курса, но при условии, что выпускник пойдет к нему на работу.

Стоит отметить, что есть хороший источник финансовых новостей на сайте. Мы рекомендуем.

Возврат к списку


Материалы по теме: