Яндекс.Метрика

Защитить население от быстрого роста тарифов

Защитить население от быстрого роста тарифов

Принято Постановление Правительства РФ «О формировании индексов изменения размера платы за коммунальные услуги»

30 апреля 2014 года председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства Российской Федерации № 400 «О формировании индексов изменения размера платы за коммунальные услуги».

Постановление подготовлено ФСТ России в соответствии с Федеральным Законом от 28 декабря 2013 года № 417­ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В документе, в частности, определяются принципы, порядок формирования и последующего применения индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на долгосрочный период. Предполагается, что платеж каждого гражданина при неизменном объеме потребления коммунальных услуг не должен превышать установленного по муниципальному образованию индекса. Индексы по муниципальным образованиям будут рассчитываться субъектами Российской Федерации таким образом, чтобы обеспечить достижение установленного Правительством Российской Федерации темпа роста платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации. Превышение предельного индекса возможно, но только при условии согласования такого превышения с представительными органами местного самоуправления. Также субъекты Российской Федерации будут предоставлять субсидии гражданам, темп роста платы которых по каким-­то причинам превышает установленное значение. Об этом сообщает портал gkhrazvitie.ru.

Также ФСТ России подготовило предложения по размеру средних по субъектам Российской Федерации индексов на 2014 год и на 2015­2018 годы. Вместе с тем, точная величина индекса на 2015 и последующие годы пока не определена, в том числе по причине продолжающегося обсуждения параметров прогноза социально­-экономического развития Российской Федерации. Согласно постановлению, эти решения предстоит принять в срок до 1 ноября 2014 года.

Вместе с тем, работа над этим документом будет продолжена и в будущем. На совещании, про-шедшем 29 апреля под председательством заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака, было решено внести изменения в это постановление в связи с необходимостью выравнивания тарифов на тепловую энергию в пределах одного муниципального образования при назначении единой теплоснабжающей организации.

Контроль над применением предельных индексов и разъяснения по применению «Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги» осуществляет ФСТ России.

Вот как прокомментировал данное постановление представитель НП «ЖКХ Развитие» Алексей Макрушин:

«С принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 417­ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «Основ формирования индексов изменения размера платы за коммунальные услуги» изменился сам подход к ограничению темпа роста тарифов. Раньше Правительство ограничивало темп роста тарифов по отраслям, устанавливая предельные темпы ро-ста тарифов в среднем по субъектам Российской Федерации – отдельно в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, передачи электрической энергии и прочих. Теперь же Правительство будет ограничивать только рост платежа за коммунальные услуги в целом, не ограничивая темпы роста тарифов по отдельным отраслям. В связи с этим ранее было принято решение не вводить предельные индексы для отдельных отраслей и регулируемых организаций при переходе на долгосрочное тарифное регулирование и с 2016 года произойдет отмена отраслевых предельных индексов.

Важно отметить, что темп роста платы за коммунальные услуги ограничивается не только в среднем по субъекту Российской Федерации или по муниципальному образованию, но и в отношении каждого домохозяйства. Расчет платы будет производиться, исходя из неизменного объема потребления коммунальных услуг (за базу взято потребление коммунальных услуг в декабре, за исключением 2014 года, где за базу взят июнь). То есть фактически речь идет об ограничении темпа роста тарифов на коммунальные услуги. Допускается, что в отдельных многоквартирных домах будет происходить превышение установленного темпа роста платы за коммунальные услуги, но в этом случае субъект Российской Федерации будет обязан обеспечить гражданам дополнительную социальную поддержку, компенсировав рост платы сверх установленного значения.

Важно, что в каждом городе будет установлен свой предельный индекс роста платы за коммунальные услуги. При этом Правительство установит индекс для субъекта Российской Федерации, а индекс по муниципалитетам устанавливается уже региональными органами регулирования. Кстати, индекс по муниципалитетам не должен отличаться от индекса для региона больше, чем на несколько процентов (величина этой разницы также определяется Правительством). Если же для модернизации коммунальной инфраструктуры требуется более высокий темп роста тарифов, то величина предельного индекса для муниципалитета может быть установлена и на более высоком уровне, но толь-ко по согласованию с муниципальными законодательными собраниями.

Такая система регулирования обеспечивает максимально полную защиту населения от резкого повышения тарифов на коммунальные услуги. Вместе с тем необходимо понимать, что ее внедрение будет связано с большим количеством чисто «технических» сложностей для органов регулирования. Особенно проблемными, судя по всему, будут вопросы учета при регулировании тарифов изменения объемов отпуска коммунальных услуг, выравнивания тарифов в пределах муниципального образования, перехода к двухставочным тарифам, ликвидации перекрестного субсидирования.

Предельные индексы на 2014 год были сформированы, исходя из уже принятых тарифных решений. При этом ключевой для коммунального хозяйства вопрос, какими будут индексы в 2015­2018 годах: если темп роста платы граждан за коммунальные услуги будет установлен на уровне инфляции или ниже, можно будет с уверенностью говорить о том, что объем инвестиций в коммунальное хозяйство также останется на текущем, весьма низком уровне.

По этой причине обсуждение проблематики ограничения тарифов в Правительстве РФ продолжается. В частности, не завершено формирование прогноза социально-­экономического развития. Также на совещании, прошедшем 29 апреля под председательством заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака, было решено внести изменения в это постановление в связи с необходимостью «выравнивания» тарифов на тепловую энергию в пределах одного муниципального образования при назначении единой теплоснабжающей организации. Наверняка будут и другие изменения».


Автор:  Новые времена
Опубликовано:  «Наш дом сегодня» №4 (88)

Возврат к списку


Материалы по теме: