Яндекс.Метрика

Как обуздать тарифный беспредел?

Как обуздать тарифный беспредел?
Газета «Новые времена» провела круглый стол по самой, пожалуй, «горячей» на сегодняшний день теме – проблемам роста тарифов в системе ЖКХ и способам защиты интересов жителей. В нем приняли участие заместитель министра по строительству и ЖКХ Саратовской области Евгений Кутепов, глава адвокатской фирмы Никита Стрижак, редактор газеты «Новые времена» Олег Злобин, заведующая правозащитным центром Саратовской областной научной библиотеки Наталья Московцева, а также инициативные граждане, откликнувшиеся на приглашение газеты поучаствовать в обсуждении темы. Приглашались также руководители ряда управляющих компаний города Саратова, но они не решились предстать перед людьми, имеющими к ним немало вопросов. Круглый стол, как мы надеемся, станет для граждан полезным в их поисках правды в таком запутанном деле, как жилищно-коммунальная сфера.

Судный день
для коммунальщиков

О. Злобин: Рост тарифов с начала этого года выводит людей на улицы. Власть пытается определить, где находятся болевые точки и как их «лечить». В этих условиях мы, журналисты, видим свою задачу в том, чтобы сфокусировать внимание на мнении и опыте специалистов, организовать нечто вроде ликбеза для наших читателей, сталкивающихся с ненавязчивым, но год от года дорожающим жилищно-коммунальным сервисом. Итак, где гражданину искать защиту от всего этого?
Н. Стрижак: Есть определенные механизмы защиты прав граждан, которые очень детально и понятно прописаны во множестве нормативных актов. Законов по ходу реформы ЖКХ – а она началась с 1991 года – создано безумное количество. Однако этими законами не пользуются, потому что, во-первых, о них мало кто знает, а во-вторых, у нас в обществе не привыкли еще обращаться к помощи профессиональных юристов. Для нас любой вариант защиты прав более привлекателен, нежели судебное разбирательство.
Злобин: Но почему о столь полезных для населения законах мало кто знает? Почему не пользуются? Разве у нас мало юристов?
Стрижак: У нас нет рынка юридических услуг в этой сфере. Область эта очень тяжелая, практику приходится создавать с нуля. Зарабатывать здесь сложно. Если бы не обстоятельства, то я никогда не взялся бы за коммунальные дела. Моя компания на рынке уже более 5 лет, и практически только у нас есть юристы, которые работают в этой области.
На мой взгляд, обращение к юристам – это эффективный метод решения вопросов. Но люди этого не делают.
У нас безумная пассивность. Вы и сами видите: в Саратове проживает 800 тысяч человек, почти у всех есть проблемы, связанные с ЖКХ. А какое количество обращений поступает в вашу газету? Ну 20, 50, 100… С миллионного города! Поэтому самая главная проблема – в нас самих.
Кутепов: Да, у нас граждане еще не привыкли защищать свои права так, как это делается на Западе. Там по любому поводу сразу бегут в суд. А у наших граждан есть для этого очень много оснований: текущие после ремонта крыши, необоснованные платежи, корректировки и т.д., но они не идут.
Надо сказать, что управляющие компании пользуются в основном услугами юристов по отстаиванию своих интересов.
  Татьяна Георгиевна, жи¬тель¬¬¬ница дома №50 по ул.Тараса Шевченко: А сколько стоит обращение к юристу?  
Стрижак: Те процессы, о которых мы с вами говорим – протечка крыш, неправильные расчеты, настолько просты, что их можно решить даже самостоятельно, если иметь элементарные понятия по праву или определенные методические пособия.

Ау, специалисты!
Злобин: Юрист – это рыночная структура. А как государство стимулирует правовую грамотность? Планируется ли создание неких консультационных пунктов, пропагандистских центров? Ведь, например, когда началась монетизация, то министерство социальной поддержки развернуло порядка 600–700 информационных пунктов, чтобы давать людям разъяснения. Благодаря этому удалось избежать вала жалоб.
Кутепов: Вообще-то у нас есть определенный план по разъяснительной работе и публикациям – и в интернете, и в газетах, и по телевидению. Сам министр постоянно выступает по этому поводу – он, наверное, самый выступающий из всех министров.
Злобин: Как вы смотрите на то, чтобы создать в нашей газете такую площадку – «Правовой ликбез в системе ЖКХ»?
Инна Ивановна Абдрахманова, жительница дома № 34/32 по ул.Новоузенская (УК «Феникс»): Я прочитала наш договор с управляющей компанией – он настолько туманно составлен… там ничего не понятно. Да, нам нужен определенный юридический ликбез.
Наталья Московцева: В нашем центре можно получить деловую и правовую информацию, касающуюся как сферы ЖКХ, так и любой другой направленности. Наши юристы-правозащитники могут также предоставить вам бесплатную юридическую консультацию по интересующим вас вопросам.

Рынок ЖКХ сегодня – самый надежный
Злобин: Я хотел бы добавить, что правовой пассивностью населения сейчас вовсю пользуются недобросовестные управляющие компании, ТСЖ. Пока мы с вами в спячке находимся, они пытаются погреть руки. 10 миллиардов рублей в год стоит в нашей области рынок ЖКУ.
Кутепов: Раньше «модно» было идти в строительство – быстро строить дома и продавать, там навар большой. Теперь навар кончился – побросали дома и пошли возглавлять управляющие компании. Я знаю людей, которые пошли именно по такому пути. Потому что рынок ЖКХ – самый надежный на сегодняшний день источник получения доходов.
Стрижак: Известно, что на рынке есть компании, которые выставляют жильцам корректировки, а есть те, что не выставляют. Люди, вместо того чтобы менять свою «прожорливую» компанию, пишут жалобы.
Абдрахманова: А вы думаете, так легко поменять управляющую компанию? Мы меняли ровно два года.
Стрижак: Здесь СМИ однозначно помогают достигать результата. Лет пять назад на это требовались в самом деле годы. Именно благодаря вниманию СМИ к подобным процессам сегодня уже есть отработанный механизм, и судебное разбирательство длится лишь 2–3 месяца.
Елена Михайловна Табулина (ул. Новоузенская): Посмотрите в жировке за январь графу «отопление» и скажите, можно ли брать с нас по 53 рубля с квадратного метра, если в доме своя котельная и максимум по городу составляет 42 рубля?! Нас, жильцов, даже не допускают смотреть показания счетчиков.
Стрижак: Да точно так же надо действовать – через суд. Я более эффективного способа не знаю.
Злобин: Когда российский гражданин слышит слова «реформа ЖКХ», он невольно хватается за карман. Это слова министра регионального развития Российской Федерации Виктора Басаргина, сказанные им на всероссийском форуме по ЖКХ. Там прозвучало немало нового, что будет определять развитие коммунальной сферы на перспективу. Евгений Николаевич только что вернулся с этого форума и готов поделиться с нами услышанным.

Куда идет реформа ЖКХ?
Кутепов: Новая федеральная программа модернизации и реформирования ЖКХ направлена на то, чтобы переломить эту печальную традицию, сделать сферу услуг прозрачной, понятной, удобной для населения и выгодной для операторов.
Министр отметил, что с 2010 года впервые предельные индексы платежей не устанавливались на федеральном уровне. Возможно, это было преждевременным решением. Принимая во внимание недостаточность полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для контроля над ситуацией, предложено передать полномочия по установлению коммунальных тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг на федеральный уровень. Признано целесообразным организовать постоянный мониторинг принимаемых тарифных решений и создать Единую информационно-аналитическую систему по сбору и обработке информации об устанавливаемых тарифах и нормативах.
Почти 70 процентов основных фондов ЖКХ в России имеют запредельный износ. Новая федеральная целевая программа модернизации и реформирования ЖКХ до 2020 года, реализация которой должна начаться уже в этом году, делает основной упор на формирование механизма привлечения частных инвестиций в отрасль. Одним из инструментов для этого должен стать переход к долгосрочным тарифам. И как результат – через десять лет обеспечение жильцов многоэтажек всеми коммунальными услугами нормативного качества, а также доступная стоимость коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры.
Очевидно, что надо повышать правовую грамотность наших читателей. Рубрика «Правовой ликбез» станет в нашей газете постоянной. В ней мы намерены публиковать разъяснения юристов и специалистов комитета по ЖКХ, советы инициативных граждан, а также истории успешных судебных разбирательств. От нас с вами, дорогие читатели, в немалой степени будет зависеть прозрачность и доступная стоимость тарифов.


Автор:  Татьяна ПРОСИНА

Возврат к списку


Материалы по теме: