Яндекс.Метрика

Александр КАЗАКОВ: Авиаторы не сдаются!

Александр КАЗАКОВ: Авиаторы не сдаются!

Этот материал полгода назад был опубликован в саратовской прессе. Но в канун 50-летия полета Гагарина в космос, с согласия коллеги, автора Дениса Мастридеева (который, к слову, увлекается парашютным спортом и потому хорошо знает реалии аэроклуба), мы решили его перепечатать, чтобы еще раз привлечь внимание к объекту, где в свое время обрел крылья будущий первый космонавт планеты.

Читатели наверняка помят, как пару лет назад Саратовский аэроклуб имени Ю.А. Гагарина оказался на грани закрытия. И едва не был ликвидирован за непонятные долги. Его здания и земельный участок в 287 га решением арбитражного суда были отданы дорожно-строительному холдингу в оплату долга всего в... 1,2 млн руб. Собственность клуба оценили как однокомнатную квартиру в Саратове. Или по цене менее двухсот рублей за квадратный метр. Согласно решению суда, аэроклуб задолжал холдингу за керосин и оказание авиационных услуг чуть меньше 300 тысяч рублей. Позже некая юридическая контора переуступила дорожно-строительной организации долг аэроклуба еще на 918 тысяч рублей. Сумма образовалась якобы в результате оказания клубу юристами определенных услуг, которые не были оплачены. Об этом «керосиновом скандале» писала, наверное, вся саратовская пресса. Решение суда было обжаловано. Чтобы отстоять аэроклуб, возглавить его пригласили бывшего военного летчика, майора запаса Александра Казакова. Боевой офицер рьяно взялся за дело. При поддержке пилотов, спортсменов, общественности, с привлечением властных структур землю удалось отстоять. Но точку в этом истории ставить рано. Судебные баталии продолжаются.

Летчики – народ особый. Те, кто с ними общался, это знает. Есть в них что-то такое, что выделяет их из общей массы людей. И взгляд чуть другой, и улыбка... Но не это главное. Жизни в них много, если можно так выразиться. Причем неподдельной. В них нет ничего искусственного, наигранного. И это, наверное, от неба. Александр Казаков о полетах мечтал с детства. Так и говорил всем: буду летчиком. Откуда такая мечта, уже и не помнит – рос он в простой семье, в которой пилотов и в помине не было. В Белоруссии, под Витебском. Там же впервые «стал на крыло». В авиационном центре ДОСААФ начал осваивать премудрости управления вертолетом Ми-2. Дальше был ускоренный курс летного училища, по окончании которого парня ждала служба в войсках ВВС. Шесть лет в Польше, восемь в Забайкалье. И на этом можно было бы поставить точку – выслуги лет для пенсии вполне достаточно. Но наслаждаться отдыхом, рыбалкой, дачей и телевизором Александр Антонович долго не смог. Лишь год выдержал без штурвала. В 1995 году оформился в авиацию МВД. После чего начинается боевая страница его биографии. Две чеченские кампании, почти десять лет в небе над горами Кавказа, четырнадцать правительственных наград, среди которых орден Мужества, ордена «За заслуги перед Отечеством» двух степеней (с мечами), медали «За отвагу», «Нестерова», «За ратную доблесть», «За воинскую доблесть». Как и любой солдат, прошедший войну, самыми дорогими Александр Антонович считает медаль «За отвагу» и орден Мужества. За этими наградами – спасенные жизни, самоотверженность, подвиг.

...Бой завязался ночью. Совместная группа Минобороны, МВД и ФСБ оказалась под плотным огнем боевиков. Были раненые, которых требовалось срочно эвакуировать с места столкновения. Любой летчик расскажет вам, как непросто вести вертолет в горах, а тем более ночью. А тут еще и бой, ограниченная площадка для посадки. Экипаж Александра Казакова в ту ночь был дежурным.

– К нам пришел командующий, – вспоминает летчик, – сказал, что приказать не может. Только попросить. Один из раненых был очень плох – сквозное ранение головы. Требовалась срочная операция, любое промедление катастрофически уменьшало шансы на спасение. Вертолетчики не колебались ни секунды. Летели, можно сказать, вслепую. Приземлялись в ущелье, с выключенными фарами. Раненых удалось вывезти только благодаря мастерству и отваге экипажа. Вскоре Ми-8 садился в Моздоке. В пять утра пострадавший был доставлен в Москву, где ему была сделана операция.

А как-то под небезызвестным населенным пунктом Бамут в засаду попала колонна российских войск. Используя излюбленную тактику затаившиеся на склоне боевики подбили первый и последний бронетранспортеры, после чего начали методично расстреливать остальные машины колонны. Ребята держались сколько могли, но силы и условия были неравными. Так уж сложилось, что и в этот день боевое дежурство несла летная пара Казакова. Вертолеты вновь пришли на помощь. Достигнув места сражения, винтокрылые машины огнем подавили позиции боевиков и дали возможность солдатам продержаться до подхода подкрепления. На войне случаи были всякие. Александр Казаков получил квалификацию летчика-снайпера (высшее признание мастерства военного летчика). Когда бандиты Радуева захватили заложников в Кизляре, Александр Антонович получил задание вести вертолет с десантом на борту к позициям наших войск. Машины шли на предельно малой высоте с предельно высокой скоростью. В одном из ущелий вертолет внезапно оказался перед проводами магистральной высоковольтной линии. Не провода, а канаты с палец толщиной. Малейшая ошибка – и вертолет с десантом оказался бы на земле. Уходить в сторону было некуда: и слева, и справа скалы. Наверх – поздно. Оставалось только нырять, причем так, чтобы не зацепить линию ни несущим, ни хвостовым винтом.

– Ручку вниз и тут же вверх, – рассказывает Александр Казаков. – Время как будто замедлило свой ход. Каждое движение словно в компьютерной программе. Через несколько дней кто-то из сослуживцев прикрепил на летный портфель Александра Антоновича бирку «В.П. Чкалов». В 2005 летчик опять ушел на пенсию. Но тоже ненадолго. Отдыхать вновь не дала война. На этот раз другая, с безжалостным бизнесом. Под угрозой рейдерского захвата оказался Саратовский аэроклуб им. Ю.А. Гагарина. Бизнесменам приглянулся обширный земельный участок с подведенными коммуникациями. До того, что это место представляет историческую ценность (ведь именно здесь поднялся в небо первый космонавт планеты), бизнесменам нет никакого дела. Как и до того, что здесь занимаются спортом десятки ребят. Предпринимателей интересует только прибыль. Отстоять аэроклуб и попросили Александра Антоновича. И он воюет. Уже несколько лет. Только теперь бьет врага не залпами бортовых орудий, а, возглавив Саратовский аэроклуб, сражается на судебных заседаниях. Пока успешно. Хоть и на чистом энтузиазме.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №10 (410)
Автор статьи:  Денис МАСТРИДЕЕВ
Рубрика:  Саратов-Космос

Возврат к списку


Материалы по теме: