Яндекс.Метрика

Министр образования области Гарри ТАТАРКОВ: У нас не должно быть школ, где ученик находится в худших условиях

Министр образования области Гарри ТАТАРКОВ: У нас не должно быть школ, где ученик находится в худших условиях

– У ФТЛ давняя репутация сильного учебного заведения. Вот и в этом году из 100 выпускников саратовского лицея половина являются победителями вузовских олимпиад, в том числе всероссийских и международных. Говорит ли это о том, что вам удалось провести модернизацию образования в отдельно взятом физико-техническом лицее?

– Это не мои заслуги, а всей команды лицея. 13-ю школу всегда отличало стратегическое планирование, четкое видение конкретного результата, даже если он иногда выпадал из общепринятого стандарта. И лицей перенял эту готовность к нестандартным решениям. Сегодня это не просто муниципальное образовательное учреждение, это настоящий ресурсный центр для всей системы образования города.

Мы на своей базе очень успешно обкатали и технологию платных образовательных услуг. В настоящее время лицей работает по единому бюджету, абсолютно открытому и прозрачному, который подразумевает, что смета расходов дополняется сменой доходов, а расходы планируются и увязываются с доходами. Здесь мы прошли определенный путь, и в этом смысле учреждение действительно готово к модернизации и изменению статуса.

– Губернатор области назвал вас модернизационным министром. В образовании и медицине нас действительно ждут большие перемены. С чего вы начали свою деятельность на посту министра, на каких ключевых проблемах будет сделан особый акцент?

– Модернизация и, прежде всего, оптимизация. Системе образования было уделено серьезное внимание со стороны государства и области. Изменение порядка оплаты труда, безусловно, сыграло свою прогрессивную роль, но высветило и наши неэффективные расходы. На современном этапе экономика системы образования очень важна. И если мы позволяем себе не обращать на это внимания, прикрываясь иногда популистскими решениями или фразами типа «так было всегда и ничего с этим не сделаешь», то я ответственно заявляю: тем самым мы нарушаем права учеников и учителей, которые учатся и работают в этих депрессивных учреждениях.

Саратовская школа обладает серьезнейшим потенциалом. Но она должна быть объединена связями взаимодействия. Так сложилась, что система образования распадается на кластеры: городские, сельские школы, инновационные учреждения, малокомплектные и т.д. В конечном итоге мы должны обеспечить высокий уровень подготовки везде, у нас не должно быть таких зон, где ученик объективно находится в худших условиях.

Предстоящая реформа трудна, ответственна, но она дает возможность развиваться школе как институту, обособляя его интересы, стимулируя программное управление школой и финансово-хозяйственную самостоятельность. Я убежден, что финансово-хозяйственная самостоятельность – это недооцененный фактор в настоящее время. Даже в условиях кризиса, недостаточного бюджета передача плановых функций школе позволит повысить эффективность использования средств.

Есть еще один ресурс, который мы должны задействовать. Давайте честно признаемся: органы власти всегда затрудняются в проблемах аналитического исследования, на основании чего и разрабатываются конкретные программы. Эта проблема наблюдается в муниципальных образованиях, да и на уровне министерства. Поэтому одну из первых задач вижу в создании некоего научно-аналитического сообщества, чтобы вырабатываемые нами решения в сфере образования имели научно обоснованный характер. Этот научный центр, который будет формироваться вокруг министерства, не предполагает увеличения штатов, есть просто разумное сотрудничество на уровне заданий, административного взаимодействия с конкретными институтами. И эту же площадку мы должны предоставить муниципальным образованиям. Им сейчас труднее всего.

– Есть ли у вас пожелания к представителям прессы? Ведь успех модернизации зависит и от участия общественности, мнение которой зачастую формируют журналисты.

– Образование – важнейшая отрасль. Считаю, что она важнее всех производственных отраслей, потому что мы воспроизводим культурного образованного человека, а это главный ресурс информационной эпохи. Если нет кадрового потенциала, то инновационное развитие общества невозможно. Тем не менее это очень тонкая область Ведь заказчиками образовательных услуг являются и родители детей, и государство. При этом сплетении интересов возникает много непростых проблем и задач. Я хотел бы призвать журналистов, участвуя в их обсуждении, уходить от поверхностности и сенсационности. Очень часто то, что пишут в газетах, является необъективным не потому, что факт не имел места, а потому, что он недостаточно исследован.

Взять хотя бы тот же вопрос о ЕГЭ. Я предлагал многим журналистам: сделайте самое главное – после того, как ребята прошли через горнило единого государственного, поступили в вуз, спросите у них, как они относятся к ЕГЭ. Вы узнаете ответ целевой аудитории и, уверен, закроете эту тему. Раньше у нас существовал серьезнейший барьер между школой и вузом. Права выпускника здесь никогда не обсуждались. Сейчас они защищены объективностью и независимостью. А мы продолжаем дискутировать и, самое главное, в очень неуместное время. Давайте это делать в июле и августе. Так что приглашаю прессу к более глубокому системному сотрудничеству.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №22 (375)
Автор статьи:  Тамара КОРНЕВА
Рубрика:  Власть/Политика

Возврат к списку


Материалы по теме: