Яндекс.Метрика

Теперь и на русском

Теперь и на русском

Середина 90-х в саратовской рок-музыке была отмечена противостоянием двух заметных групп: Upside Down и «Хайдеггер Жив!». Кроме прямой конкуренции, заключавшейся, в частности, и в том, что вокалист первой группы Аркадий Рыскин пел по-английски, а лидер «хайдеггеров» Сергей Меркулов – по-русски, были еще и дружеские отношения, и обмен опытом и даже музыкантами. Сегодня Меркулов репетирует почти с «золотым» составом Upside Down, а Рыскин же уже второй год пытается покорить столицу с другим своим проектом – группой Nicoteen. Или, если быть точным, «Никотин», поскольку поет Аркадий теперь на русском.

Несмотря на то, что всероссийской известности «никотины» пока еще не снискали, их приезд в родной город стал заметным событием в саратовской рок-тусовке. А заодно и прекрасным поводом побеседовать с музыкантом.

– Поскольку давно не виделись, расскажу о том, как, собственно, состоялся переезд, – начинает разговор Аркадий. – Все это случилось два года назад. Вначале переехали в Москву я и барабанщик, поскольку ему поступило предложение играть в группе Netslov. Потом постепенно перетащили за собой остальных. Нашли репетиционную базу и продолжили работу. Так вкратце.

– Хочешь сказать, что в столицу вас потянуло не просто за лучшей жизнью, а именно прельстила возможность дальше заниматься музыкой?

– Именно так. Бросать музыку никто не собирался. Правда, сейчас все проходит с меньшей интенсивностью, чем раньше. Происходит это потому... да хотя бы потому, что это – Москва. Много проблем, надо зарабатывать на жизнь, на аренду квартиры. Но раз в неделю мы собираемся стабильно. При возможности – выступаем в клубах.

– Такая проблема выступить?

– Проблемы-то особой нет, но нужно быть очень мобильным. Например, играли мы недавно в клубе «Б-2». Понравились там, нас запомнили. И неделю спустя поступило предложение сыграть там снова. Если бы жили в Саратове, вряд ли бы смогли так быстро сориентироваться.

– Важное уточнение: в какой день вы там играли?

– Разумеется, в четверг. В уик-энд выступают более популярные команды. Но иногда получалось и у нас – например, в «Точке» как-то выступали в пятницу.

– Юношеского упорства былого уже нет – записать альбом, попытаться его продвинуть?

– Упорство-то есть. Но с возрастом появилось и понимание, как и что происходит. Сегодня можно легко записать хоть десять альбомов – за свои деньги. Но без знакомств, без связей все это никуда не продвинется, а работать в стол не имеет смысла.

– Вы, ко всему прочему, еще и не в формате. Ну, скажем, не в формате «Нашего радио».

– Почему? Поем-то мы теперь на русском, по крайней мере, новые песни. Мы играем совершенно другую музыку – это не ранний «Никотин» и уж тем более не Upside Down. Больше спокойных песен, медленных. Эдакий «Red Hot Chili Peppers», только на русском языке.

– Выступления в клубах позволяют компенсировать хотя бы частично расходы на жизнь?

– Нет, зарабатывать на жизнь на данном этапе нельзя. Так что все работаем где-то еще (голос самого Рыскина, к слову, не раз был услышан из телевизора в различных озвучках рекламы. – Авт.), что тоже отнимает время от занятий музыкой.

– Ну, в «Б-2» же вы не бесплатно выступали?

– Не бесплатно. Есть стандартная система. Люди играют за вход либо за гарантию. 200-250 долларов сразу либо какой-то процент от проданных билетов. Второе выгоднее популярным коллективам, первое – таким, как мы. Через какое-то время можно выйти на другой уровень – через музыкальную тусовку. При наличии, разумеется, определенного таланта.

– А какая музыка сегодня популярна в московских клубах?

– Очень нравится народу такой... как бы его назвать... «шансон-рок».

– Или, как это принято называть, «говнорок»?

– Ну да. В клубах вроде «Проект ОГИ» это все замечательно играется и с большим энтузиазмом встречается народом. Под словом «народ» тут подразумевается не то, что у нас в Саратове – «публика», «тусовка», потому что в Москве в клубы ходят люди довольно успешные и состоятельные.

– А за саратовской тусовкой следить удается?

– Да, посещаю постоянно сайт клуба «Варьете»...

– ...Который вообще не обновляется в последние полгода?

– Ну там же есть форум и гостевая книга. Кроме того, когда удается приехать в Саратов, встречаюсь с людьми, слушаю записи. Очень сильное впечатление произвела группа «Субботник». Это одна из самых значительных групп в истории саратовского рока.

– Ты уже прошел тот этап, когда не только творчество вдохновляло, но и само творчество нужно было вдохновлять?

– Я понял, к чему ты клонишь (смеется). Естественно, что когда ты молодой, неопытный, для того чтобы написать песню, нужно обязательно испытать какие-то эмоции. И ты ввергаешь себя в это состояние одухотворенности с помощью... назовем это так – психофизиологических стимуляторов. Но с появлением опыта можно просто напрячь мозг без помощи каких-то наркотиков. Я ничего не имею против упомянутых стимуляторов, но это не единственный способ, благодаря которому можно писать песни.

– Где ныне черпаешь темы?

– Чаще всего, как и прежде, пишу о любви.

– То есть никакой политики, и уж тем более монетизации льгот?

– Да, ничего подобного. Политика вообще такое говно... Хотя можно и об этом написать. Есть у нас вещь, написанная от лица бизнесмена, который узнал о том, что его заказали. Понятное дело, что она не на личном опыте основана.

– Переход на русскую лирику сложно дался?

– Абсолютно нет. Может, только поначалу было тяжеловато, да это и по текстам видно. Но довольно быстро освоился. Можно сказать, вернулся к тому, чему меня учили – я же ведь закончил филфак.

– Из современных исполнителей чьи тексты выделил бы?

(после долгой паузы) Из популярных групп – «УмаТурман».

– Судя по всему, слушаешь ты по-прежнему англоязычную музыку.

– В основном, слушаю так: леплю для себя сборник вещей, которые мне интересны, а потом наслаждаюсь этим самопальным сборником. Интересны же мне, прежде всего, самодеятельные коллективы. К примеру, напал я на интересный сайт в Интернете. Там можно скачать группы из каждой страны мира по жанрам – ребята сами выкладывают в сети свою музыку. Так, я составил замечательный сборник африканского рэпа – из Нигерии, Алжира. Ну и далее в таком же аспекте.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 10 (122), 18-24 марта 2005 г.


Автор статьи:  Евгений ГЕРАСИМЕНКО
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: