Яндекс.Метрика

Паук

Паук

Все активы города Саратова контролирует лично Аксененко. Вот самые значимые из них:

I. Бюджет города Саратова.

II. Муниципальная земля.

III. Объекты муниципальной недвижимости.

IV. Сфера градостроительства.

V. Сфера торговли в Саратове (стационарная, уличная, рыночная и т. д.)

VI. Муниципальный заказ.

VII. Выдача разрешений на те или иные виды деятельности в Саратове.

1. Гордума

Мэр (его команда муниципальных управленцев) и городская дума работают как слаженная преступная группа. «Мэр наш сам живет и другим дает» – девиз сегодняшней городской думы: депутаты закрывают глаза на художества мэра, а мэр в благодарность – на депутатские. Нередко закрывать глаза просто некому: художества коллективные.

Как на практике работает преступный механизм обоюдного крышевания? За время правления Аксененко создано множество муниципальных унитарных предприятий, часть из которых возглавляют городские депутаты. В МУПы направляются бюджетные средства, часть из которых присваивается руководителем-депутатом, с выплатой доли мэру. Это та часть МУПов, куда направляются финансовые потоки, контролируемые лично Аксененко.

Контракт в связке «мэр – городская дума» иногда выполняется и без примитивных коррупционных механизмов. Допустим, мэр дает депутату заработать (путем выделения земельного участка, объекта городской недвижимости, льготных поставок для муниципалитета и пр.). Депутат в знак благодарности голосует как надо мэру и когда надо мэру. Выборы в городскую думу проходят под строгим контролем мэра, на деньги самих претендентов, под мощным давлением административного ресурса. Многие из кандидатов встречам с избирателями предпочитают общение с мэром. Естественно, выбираются люди, преданные и поклявшиеся в верности лично Юрию Николаевичу. Исключения редки. Многие сегодняшние депутаты городской думы были фигурантами уголовных дел (все связаны со злоупотреблением служебным положением и хищениями). Имелось, впрочем, дело о разбойном нападении.

Сняв или отправив в отставку мэра, необходимо распустить городскую думу в ее сегодняшнем виде. Назначить прямые выборы и мэра, и нового состава городских депутатов. Поскольку нынешняя городская дума своими законодательными возможностями будет торпедировать и саботировать работу любого нового мэра.

2. МУПы

МУПы бывают двух типов – прибыльные и убыточные. Убыточные, в свою очередь, тоже подразделяются на два типа: искусственно убыточные и натурально убыточные. Искусственно убыточны те МУПы, которые могли бы работать с прибылью, но из-за расхищений по двум пунктам: а) откат мэру; б) воровство руководителя – подобной роскоши себе позволить не могут.

Натурально убыточны те объекты городского хозяйства, которые прозябают в муниципальном ведомстве, ибо денег на них практически не выделяется, а с тех, что все-таки дает бюджет, кормятся руководители умирающего МУПа. Если руководителю удается пролоббировать выделение более значительных средств, разницу все равно съедает откат мэру.

Прибыльные МУПы. Для примера возьмем МУП «Городской центр размещения рекламы». Ни один рекламный щит не устанавливается в городе без разрешения этой структуры. Деньги получаются хорошие, да еще бюджет заботливо дотировал (до 2000 г. включительно) прибыльную структуру. Правда, схема расчетов с мэром немного осложнялась: сначала откат с дотаций, затем – процент с прибыли.

Что интересно, по итогам исполнения горбюджета за первый квартал этого года убыточных МУПов стало на 8 меньше, но сумма причиненных убытков почти не уменьшилась. Еще интересней: доходы бюджетных предприятий от занятий коммерческой деятельностью в отчете по исполнению квартального бюджета не показаны.

3. Земельные участки

Возглавляет управление землепользования Андрей Алешин, один из самых доверенных людей мэра. Исполняет любую его волю. Долгое время отведение городской земли никакими нормативами не регулировалось. Создание нормативной базы искусственно затягивалось. Что позволяло щедро раздавать гектары и участки никому не ведомым структурам, имевшим лишь печати да бланки. Естественно, никаких условий обременения, выгодных для города, тогда даже не предусматривалось. Мэр подписывает постановление о выделении земли – и точка. А мэр, как известно, даром и не плюнет, не то что подпись поставит. В период с 1996 по 1998 годы земля раздавалась целыми кварталами. И родственникам мэра, и близким бизнесменам, и никому не ведомым подставным лицам. Наконец в 1999 году гордума приняла Порядок выделения земли с обязательным обременением, а 2001 году нынешний состав депутатов прописал более жесткую градацию условий выделения участков, а также их обременения. Но в итоге даже добросовестные строители наступили на грабли, заботливо подложенные мэром и его подельниками еще в далекий мутный период. Поэтому от 15% до 30% квартир в каждой новостройке отходят не муниципалитету, а тем фирмам, которым выделен данный земельный участок. Фирма реализует квартиры, занося долю подлинному учредителю. Но даже там, где обременение идет в пользу города, очередникам-бедолагам достается в лучшем случае две квартиры из десяти. Остальные оформляются на подставных лиц и либо продаются, либо используются мэром в качестве отступного или взяток. Куда идут деньги с продажи? Только не в казну!

Но и сегодня при созданной нормативной базе управление землепользования плюет на все законы. Вся городская земля либо передана, либо застолблена под фальшивые проекты. А потому рядовой претендент ждет месяцы и годы, чтобы получить отвод и оформить аренду или покупку участка.

4. Рынки

Золотое дно, рассадник антисанитарии, место нарушения всяческих норм – экологических, архитектурных и прочая, прочая. Грязнейшие продуктовые базары и торговля на всех перекрестках нижним бельем и предметами личной гигиены возникли не сами собой. Вместо того чтобы оборудовать цивилизованные крытые места торговли, Аксененко превратил весь центр города, а также земли общего пользования (тротуары, скверы, детские площадки и др.) в сплошную помойку. Любой незаконный торговец платит мзду «крыше» в лице администрации того района, где развернулась незаконная палатка. Положенный процент ежедневного сбора исправно отправляется наверх. Рынки откупаются от бюджета крохами, тогда как 90% оборота – черный нал.

5. Благотворительные фонды

Еще один вид узаконенного воровства. Но прежде чем перейти к его описанию, напомним, что, избравшись мэром в 1996 году, Аксененко вполне примитивно и натурально оценивал свои услуги. Затем, после защиты докторской диссертации, его потянуло к благотворительности.

Фонд поддержки здравоохранения Кофтина, фонд поддержки культуры Левченко, фонд социального развития Ковша и множество других столь же благотворительных фондиков. Как работала схема: все организации, обращавшиеся к Аксененко за тем или иным разрешением, сталкивались с благородством градоначальника. Мэр слезно просил поддержать культуру, медицину и другие социальные проекты. Поступившие деньги обналичивались и передавались благотворителю Аксененко. Далее. На решение «уставных задач» фондов выделялись лакомые куски городской земли. Одни продавались за черный нал лично для мэра. Другие отдавались под строительство жилья за пять официальных процентов «для фонда» (реальная доля составляла 40%). Разница в 35% черным налом делилась между руководителем фонда (10%), 90% получал мэр. Остальные участки земли, выделенные фондам, уходили под рынки.

Естественно, ни больницы, ни театры после появления этих фондов лучше жить не стали. Зато у теневиков и блатных коммерсантов появилась возможность называть взятку благотворительным взносом.

6. Конкурсы и аукционы

Нормальный коммерсант на них никогда и не сунется. Во-первых, не победит. Во-вторых, если победит, бюджет его товар брать не станет по разным причинам. В-третьих, если и возьмет, то не рассчитается. Поэтому конкурсы давно превратились в лавочку для своих – фирм, за которыми стоят чиновники и депутаты. Для них и предназначены двойные стандарты: в протоколе конкурса одна цена товаров и услуг, в реальности фирма кормит бюджетные предприятия совсем по другим. И казна с ней всегда рассчитается, ведь с этой лихвы фирма заплатит положенный откат. По некоторым данным, объемы тендеров для дорожного комитета составляют 300 млн руб., для здравоохранения – 600 млн, для предприятий соцзащиты – 550 млн руб., для ЖКХ – 700 млн, для строительных организаций – 150 млн. Величина отката устроителям конкурса – 10%, при закупках для нужд транспорта и связи – 5% (объем 100 млн руб.). А кстати, выбить из муниципального бюджета долги тоже можно: при откате в 10-15% от суммы долга.

Поэтому не стоит удивляться качеству товаров, услуг, питания в муниципальных учреждениях – детских садах, школах, больницах...

7. Муниципальная недвижимость

Коррупция здесь такая же махровая, как и сферах, связанных с городской землей. Комитет по управлению имуществом возглавляет А. Суетов. Является инструментом, слепо выполняющим волю мэра, который досконально знает всю городскую недвижимость. Лучшие объекты были приватизированы и выкуплены за бесценок Аксененко, родственниками и приближенными. Список оставшегося муниципального имущества – постоянно на рабочем столе мэра. Областная прокуратура сегодня оспаривает порядка 60 сделок по продаже муниципального имущества, а скандально известный Парсамовский роддом даже возвращен по решению арбитража муниципалитету, который такому повороту событий совершенно не рад. Выходит, зря издавал мэр постановления, разрешающие за копейки выкупать городскую недвижимость, зря депутаты поднимали руки, придавая видимость законности подобному порядку, зря давали взятки льготники-приватизаторы.

8. ЖКХ

Саратовская власть напрямую заинтересована в убыточности этой сферы. Чем больше убытков – тем крупнее дотации, тем больше денег попадает в руки карманных фирм и коррумпированных руководителей. Чем страшнее жить простым горожанам, тем жирнее откаты по цепочке, возглавляет которую мэр Аксененко. Практически нет в городе такой беды, которую не породила бы власть и на которой власть не делала бы денег. Поэтому наш нищий, обглоданный до костей город – живое опровержение старой истины про две российских беды.

* * *

Вот далеко не полный перечень прямого ущерба, нанесенного городу Саратову мэром Аксененко Ю.Н. (1996 – 2004 гг.)

Общий ущерб: 9 млрд 95 млн руб.

Это более двух годовых городских бюджетов.

Устав города Саратова (в редакции от 15 июля 2003 г.)

Раздел 3. Мэр города

Статья 23. Глава администрации – мэр города

Мэр города несет персональную ответственность за надлежащее функционирование исполнительных органов городского самоуправления.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 26 (88), 9-15 июля 2004 г. 


Автор статьи:  Отдел расследований НВ
Рубрика:  Власть/Политика

Возврат к списку


Материалы по теме: