Яндекс.Метрика

Дорогие считатели

Дорогие считатели

Сегодня прогнозируют, будто новый состав областной избирательной комиссии, с которым властям (исполнительной и законодательной) необходимо определиться до 24 мая, останется более чем на семьдесят процентов старым. Однако, на мой взгляд, любой консерватизм здесь, в отличие от торга, неуместен: даже если кадры останутся старыми на все сто – облизбирком все равно станет новым. Процесс этот естественен – времена в области меняются, и областная избирательная комиссия меняется вместе с ними.

Другой момент: не меньше, чем предстоящие в области масштабные выборные баталии, сама славная история Саратовской областной избирательной комиссии притягивает внимание политической общественности к ее нынешним метаморфозам. Облизбиркому Саратовской области, во всяком случае, по итогам деятельности за последние семь-восемь лет, следовало бы поместить над входом изречение, которое приписывают товарищу Сталину: «Важно не как проголосуют, а как подсчитаем». Даже не слишком любящий отдавать коллег на съедение оппонентам и прессе председатель ЦИКа Александр Вешняков назвал нашу область в числе скандально отличившихся по фальсификации результатов на президентских выборах. Это уже не сигнал, а диагноз. Тем не менее именно в силу подобных, не слишком приятных обстоятельств у нас в области полагают до сих пор так: кто владеет избиркомом – тот остается во власти.

КАДРЫ РЕШАЮТ

В состав областной избирательной комиссии входят 14 человек – половину из них делегирует губернатор, другую – областная дума. Исполнительная и законодательная власти должны в обязательном порядке отправить в комиссию людей, рекомендованных Центр-избиркомом, автоматически попадают в комиссию и представители четырех партий, представленных в Государственной думе. Вопрос – и немаловажный – лишь в том, от какой из ветвей власти партийцы предпочтут заявляться. Далее власти выбирают из представителей непарламентских партий, общественных организаций, муниципальных образований. И вот тут, как вы понимаете, возникает благодатное поле для кадровых манипуляций. Не былые заслуги, авторитет и профессионализм становятся пропуском в избиркомовское кресло, а элементарный тест на лояльность. Если областная дума в процессе вынуждена сохранять минимальные приличия (кандидатуры рассматриваются на рабочей группе, затем проходят через комитет по госстроительству, а на думском заседании великолепная семерка определяется мягким рейтинговым голосованием), то губернатор, по сути, в отборе «своих» членов облизбиркома никому не подотчетен. О таких расплывчатых и неконкретных понятиях, как «общественное мнение» и «здравый смысл» не стоит и упоминать.

Интересно, чем руководствовался законодатель, прописавший эту довольно причудливую процедуру? (Хотя любая другая, заметим ради справедливости, в наших региональных условиях выглядела бы еще причудливей.) Наверное, идиллически предвкушал возникновение некоего разумного компромисса, при котором избиркомцам ничего не остается, как тупо следовать букве закона, даже на дух не отвлекаясь, поскольку, находясь между двух традиционно не слишком дружных властей, одним законом и спасешься. А вот если ситуация, как у нас в регионе – когда вместо двух огней власти фактически один, пусть и расползающийся в разные стороны до размеров лесного пожара? В итоге власть как бы одна, а люди в ней разные и не упустят при каждом удобном случае немного подпакостить друг дружке. Мелочь, а приятно. Особенно при столь высокой цене вопроса.

Итак, что мы на сегодняшний день имеем? Аппарат областной думы получил на членство в облизбиркоме 37 заявок от политических партий и общественных организаций. Губернаторская сторона заявила о получении 22. А потом вдруг, когда все сроки вышли, обнаружились еще девять претендентов «от губернатора». Таким образом, игра началась. Деление на чистых и нечистых происходит уже на этой стадии, особенно усердствуют, понятно, губернаторские, что, кстати, и отразилось в странной ситуации с дополнительными заявками. Прохождение соответствующих документов через аппарат губернатора, как говорил литературный персонаж, покрыто неизвестным мраком. На придирках к подаваемым заявкам чиновничьи руки давно набиты, и самый неопытный бюрократ всегда сделает так, чтобы отказ на стадии регистрации был окончательным и бесповоротным.

Заметим, что областная дума действует по другому принципу, типа «всех впускаем, а дальше как Бог на душу положит», впрочем, думский кадровый интерес в данном вопросе несопоставим с губернаторским. Более тонкий момент – у какой стороны после автоматического включения в состав комиссии представителей парламентских партий и лиц, рекомендованных Центризбиркомом, останется больший запас свободных мест. Вроде пустячок, но при составе в 14 человек и соломинки не надо, чтобы переломить хребет какому-нибудь встречному верблюду.

Теперь – по персоналиям. Счастливчики, которые попадают в комиссию автоматом: Виктор Токарев («Единая Россия»), Сергей Афанасьев (КПРФ, он, кстати, заявился сразу с двух сторон), Валерий Рязанов (Либерально-демократическая партия России). А вот с четвертой парламентской партией – «Родина» – неувязочка, тут выдвинуты сразу двое. Впрочем, положение «Родины» как на федеральном, так и на местном уровне эта раздвоенность вполне отражает. Следует заметить, что оба родинца – Александры Шамов и Конобеев – подали заявки в областную думу. Где далеко не последнюю скрипку играет политически быстрорастущий Владимир Пожаров, какую-то из саратовских «Родин» возглавивший. Надо полагать, от него и будет зависеть окончательный выбор добра от добра. Автоматически проходят в обновленный состав также Владимир Мустафин и Павел Точилкин, рекомендованные Центризбиркомом, что, между прочим, является и прозрачным намеком на распределение руководящих портфелей – председателя, заместителя, секретаря...

Естественно, партии не ограничились одним обязательным членством, замаскировав своих сторонников под логотипами тех или иных, зачастую виртуальных, общественных организаций. Однако в куда большей степени подобной маскировкой воспользовалась власть, причем исполнительная – слишком уж много знаковых фамилий попадается в губернаторской части предварительного списка. Достаточно назвать Анатолия Родионова, являющегося советником губернатора, но заявившегося почему-то от «Яблока», из руководства которого его вычистили в незапамятные времена. Или Николая Пицика, который гораздо больше отношение имеет к аппарату губернатора, чем к диванной Народно-республиканской партии России... И таких примеров немало.

МУСТАФИН FOREVER

Но главная тема грядущего облизбиркома – это, разумеется, его руководство. Позиции пока не прояснены и мнения существуют самые разные. Здесь мне хотелось бы добавить несколько штрихов к портрету нынешнего председателя облизбиркома г-на Мустафина – возможно, некоторые черты самой личности Владимира Яковлевича смогут серьезно повлиять на ход борьбы за контроль над комиссией. В решающие моменты один голос председателя в облизбиркоме идет за два, авторитета же, пусть и весьма специфического, у Мустафина хватит на семерых рядовых членов комиссии.

Мустафин – тот редчайший вариант камикадзе, который умеет выйти не только живым, но целым и даже цельным из любой переделки. Казалось бы, должность председателя облизбиркома вообще расстрельная, а уж когда есть поводы... Владимир Мустафин, с чьим именем прочно связано и недопущение Валерия Рашкина на губернаторские выборы 2000 года, и особенно беспрецедентно скандальная балаковская выборная эпопея зимы 2000-2001 гг., сделался на председательском месте персоной почти нон-грата. Центризбиркому менять шило на мыло, может, и не с руки, но региональные выборы, после президентских и особенно парламентских, где Вешняков с честью выполнил свою довольно неприглядную роль, – для ЦИКа повод, проявляя долгожданную принципиальность, не только цыкать, но и чикать. А начать можно с некоторых старых председателей...

Губернатор в преддверии третьего срока также тяготится Мустафиным. Он для Дмитрия Федоровича сегодня – это компромат, который всегда рядом... А губернатору остро необходимо менять имидж, отряхивая прах скандального прошлого с башмаков. Отсюда информация о некоторых сомнениях в лояльности Мустафина. Отмечу, что в результате подобных игр лояльность Мустафина оказалась действительно под вопросом. Он понял, что ему не на кого надеяться, кроме как на себя самого...

Однако у Владимира Яковлевича есть ценнейшие для его должности качества – человеческое обаяние, которое можно успешно выдать за порядочность и благородство, а также невозмутимость, что многими трактуется как умение держать удар и наличие покровителей на самом верху. Еще, естественно, аппаратный опыт. Не будь в Мустафине всего этого, его бы давно списали в архив. Неужели Вячеслав Володин, жестоко уязвленный в Балаково, при своих нерядовых возможностях и обширных связях стал бы терпеть Мустафина? Последний, однако, и ныне там.

Между тем продолжает развиваться губернаторский проект «Викулов» по продвижению одноименного персонажа в кресло председателя облизбиркома. Во-первых, Викулов, проживший всю жизнь в Саратове, выдвинут в облизбирком по губернаторскому списку от Духовницкого муниципального образования. Во-вторых, и по слухам, он-таки получил в рекордные сроки диплом о юридическом образовании, которого ему не хватало для занятия председательского кресла.

Тем не менее перспективы Владимира Мустафина на фоне партийного недовольства губернаторским «произволом» при формировании комиссии, думских рассеянных интересов и настороженного внимания ЦИКа вовсе не так плохи. Он имеет все шансы остаться председателем, если сумеет сделать выборы руководства облизбиркома внутренним делом комиссии. Дескать, сформировали орган – и спасибо, а теперь мы как-нибудь сами... Для этого необходимо будет предварительно блокироваться с другими сильными кандидатами – Павлом Точилкиным (долгое время работавшим с В. Володиным и в руководстве ПАГС), Сергеем Афанасьевым, Ириной Барулиной, Сергеем Казаковым. Если, конечно, последние в комиссию пройдут... И вот тут, как ни парадоксально, губернаторская сторона ничего сделать уже не может – поскольку в облизбиркоме качество голосов (то есть позиция руководства) всегда значило больше, чем их количество. При этом руководству комиссии для обеспечения собственной безопасности ничего не остается, как следовать не только букве, но и запятой избирательного законодательства, чтобы целыми и невредимыми выкрутиться из предстоящей выборной мясорубки... Проще говоря, не было бы счастья, да несчастье помогло. Верней, поможет.

А губернатор Аяцков в очередной раз демонстрирует свою феноменальную способность собственноручно лепить опасных врагов из преданнейших в прошлом сотрудников. Почему было не поставить на Мустафина, оставив в покое и на прежнем месте? Выборы на третий срок не начинают с перемен в областной избирательной комиссии.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 18 (80), 14-20 мая 2004 г. 


Автор статьи:  Алексей КОЛОБРОДОВ
Рубрика:  Власть/Политика

Возврат к списку


Материалы по теме: