Яндекс.Метрика

Жить по средствам, планировать на перспективу

Жить по средствам, планировать на перспективу

Вчера очередное заседание правительства области началось с осмотра развернутой в фойе выставки инновационных достижений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

Возможно, именно поэтому, еще находясь под впечатлением от увиденного, губернатор Валерий Радаев открыл заседание следующими словами:

– Для нас сегодня важно, чтобы область доказывала свою конкурентоспособность интеллектуальным продуктом.

Глава региона предложил всем саратовским университетам тоже отчитаться подобными выставками о своей деятельности, заметив между прочим, что по уровню информатизации среди соседей по ПФО область пока в числе отстающих. Валерий Радаев не забыл поздравить присутствующих с Днем славянской письменности, после чего открыл заседание правительства.

Первым докладчиком был министр финансов Александр Ларионов. Свое выступление он посвятил разработке проекта закона области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Министр подчеркнул, что его ведомство впервые приступает к формированию бюджетных корректировок сразу на три года. Переход к такому формату, по его мнению, назрел давно, так как трехлетка обеспечивает преемственность и предсказуемость бюджетной политики, а также позволяет работать на перспективу. Но одновременно повышается значимость решений, положенных в основу главного финансового документа области.

Александр Ларионов рассказал об особенностях, которыми будет отмечаться финансовая политика в среднесрочной перспективе. В целом приоритеты остаются прежними, важнейший из них – создание стабильной и надеж­ной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость, снижение налоговой нагрузки на труд и капитал, повышение рентных доходов от добычи природных ресурсов.

Предлагаемые федеральным законодательством изменения в налогообложении доходов физических лиц в целях развития человеческого капитала предусматривают освобождение от налогообложения некоторых социально значимых групп, а также корректировку порядка предоставления имущественного вычета родителям, приобретающим жилье в собственность несовершеннолетним детям. Планируется изменить порядок начисления налогов на прибыль организаций. Особое внимание будет уделяться специальным налоговым режимам. Для малого предпринимательства предлагается с 1 января 2013 года ввести патентную систему, путем выделения ее из упрощенной системы налогообложения в самостоятельный налоговый режим. При этом министр заметил, что хотя дискуссии о модернизации спецрежимов ведутся не первый год, оптимального решения пока не найдено.

Ставки акцизов в 2012-2014 годах будут сохранены, а в 2015-м повысятся относительно предшествующего 2014 года: на нефтепродукты – на 10 процентов, на алкогольную продукцию – на 20%.

С 2013 года будет повышена ставка транспортного налога для легковых автомобилей мощностью более 410 лошадиных сил. Предполагается также рост в пять раз средних ставок транспортных налогов для мотоциклов, гидроциклов, катеров и яхт.

Серьезной проблемой для бюджета области являются потери, связанные с установленными федеральным законодательством налоговыми льготами, которые по оценке оставляют 2,6 млрд рублей. Таким образом, существенного роста бюджетных доходов за счет изменения налогового законодательства ожидать не следует. К тому же и размеры финансовой помощи федерального центра или заморожены, или снижаются. И хотя предусматривается выделение дотаций регионам, достигшим наивысших результатов в сфере развития предпринимательства, активно привлекающим инвестиции, средства на эту статью закладываются относительно небольшие. Размеры дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на следующий год уменьшены более чем в два раза, а на 2014-й – сократятся еще в три раза к уровню текущего года. Складывающийся объем финансовых ресурсов, вероятно, будет недостаточен для исполнения существенно возросших в последние годы бюджетных обязательств области.

Есть и позитивные новости. В Минфине РФ при личном участии губернатора состоялось согласование планов снижения нагрузки на бюджет. Мероприятия расписаны до 2016 года – к этому периоду планируется выйти на бездефицитный бюджет. Для сокращения расходов по обслуживанию долга в текущем году будет проведена реструктуризация долговых обязательств регионального бюджета. Предусмотрен ряд мер по увеличению налоговых и неналоговых поступлений и сокращению недоимки по уплате налогов. Они несомненно дадут эффект, но не сразу и не одномоментно.

Единственным надежным источником исполнения возросших расходов сегодня является оптимизация расходных обязательств. Речь идет о продолжении сокращения аппарата власти, как на областном, так и на муниципальном уровне. Предполагается установить жесткие нормативы на содержание тех органов местного самоуправления, которые не смогли уложиться в бюджет. По мнению Александра Ларионова, назрела также необходимость пересмотра принципа предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан с целью усиления ее адресности.

В целом же министр считает, что в основание финансовой политики правительства области необходимо положить сдерживание роста бюджетных расходов.

При этом формирование доходной части бюджета должно основываться на реалистичном прогнозе.

В продолжение темы министр экономического развития и торговли Владимир Пожаров рассказал о том, как формируются основные показатели предварительного прогноза социально-экономического развития области на 2013-й и до 2015 года.

Основные риски обуславливаются как внешними, так и внутренними факторами: от динамики роста цен на нефть до развития ситуации на мировых рынках сырья и капитала. К внутренним факторам следует отнести особенности инфляционных процессов. В целом пока прогнозируется тенденция умеренного снижения инфляции в России до 4-5 процентов к 2015 году. Во втором полугодии этого года, после проведения индексации тарифов, ожидается инфляция несколько выше обычной. Но в целом годовой рост не должен превысить 6 процентов.

С учетом всех перечисленных условий министерство сегодня ориентируется на умеренно-оптимистичный сценарий экономического развития. ВРП Саратовской области в 2012 году, по предварительным прогнозам, должен составить 473,7 млрд рублей с темпом роста 106,1%. Среди обрабатывающих производств наиболее динамично будут развиваться химия и нефтехимия, производство резин и пластмассовых изделий, машиностроение. Ожидается повышение инвестиционной активности в несырьевом секторе. Инвестиционные планы региональных предприятий позволяют прогнозировать рост объема инвестиций в 2012 году до уровня 120 млрд рублей, а в 2013-м – около 165 млрд.

Темпы роста объема продукции сельского хозяйства в 2013-15 годах будут на уровне 104 процентов. Уровень регистрируемой безработицы останется стабильно низким – в пределах 1,1 процента. В Саратовской области фонд оплаты труда работающих вырастет со 153 млрд рублей в 2012 году до 210 млрд в 2015-м, а рост реальных средних душевых доходов составит 104,6–105,1 процента в год.

Председатель комитета государственного регулирования тарифов Лариса Новикова, рассказывая о насущных заботах своего ведомства, сообщила, что результатом тарифного регулирования пригородных пассажирских перевозок по железной дороге стала экономия более 250 млн рублей бюджетных средств. Та же политика в сфере перевозки пассажиров речным транспортом позволит сократить бюджетные расходы на возмещение убытков на 245 тыс. рублей, а в целом снижение предварительно заявленных перевозчиками расходов составило 27,8 млн рублей.

В то же время Лариса Новикова, опираясь на анализ своих специалистов, считает необходимым пересмотреть действующие тарифы на транспортные услуги для населения Саратовской области. Сейчас они одни из самых низких в ПФО, но долго так продолжаться не может. На деле это означает, что во втором полугодии за проезд в обычном автобусе пассажирам придется уже платить не 10, а 12 рублей, в маршрутке же – все 14. Участники заседания правительства обратили внимание на необходимость широкого общественного обсуждения и информационного сопровождения такого решения. Люди должны понимать, за что они платят и что другого решения этой проблемы нет.

Горячую дискуссию вызвала тема сообщения министра строительства и ЖКХ области Сергея Канчера «О комплексном освоении и развитии территории Саратовской области в целях жилищного строительства». Сегодня стоимость одного квадратного метра жилья в нашей области одна из самых низких в ПФО – 36205 рублей. Темпы жилищного строительства за последние годы выросли в 2,5 раза. Говоря об успехах государственно-частного партнерства, министр представил инвестиционный проект «Солнечный-2», рассказал подробно и о других перспективных площадках для развития строительства. Но выступивший в прениях депутат областной думы Леонид Писной в очередной раз поднял тему программного подхода к застройке как областного центра, так и исторических центров других городов области. По его мнению, отсутствие таких программ как раз и приводит Саратов к нежелательной хаотичной, точечной застройке. В дискуссию вступил глава администрации города Алексей Прокопенко и его заместитель по градостроительству и архитектуре Александр Буренин. Из их выступлений можно было понять, что такие программы для города сопряжены с известными рисками: ветхое жилье снесут в плановом порядке, а придет ли туда инвестор, никто не гарантирует. В дискуссию вступили и другие участники совещания, в результате стало ясно, что разговор этот придется продолжить.

По окончании заседания губернатор Валерий Радаев поделился с журналистами своими впечатлениями. Он отметил очень насыщенную повестку дня, которая в полной мере отражает интересы населения области и Саратова. Это касается, прежде всего, бюджета 2013 года и среднесрочных перспектив социально-экономического развития региона до 2015 года. Глава региона отметил, что бюджет 2011 года был исполнен с большим дефицитом – почти 8 млрд рублей. В текущем году дефицит будет не меньшим. «Наша главная задача – соптимизировать всю расходную часть, выверить ее и на основе этого уже принимать необходимые решения», – сказал губернатор.

Кстати, одним из таких решений станет дальнейшее сокращение численности как аппарата самого правительства, так и органов муниципального самоуправления.

Жить по средствам и точно соотносить желаемое с возможным – пожалуй, одна из основных установок, на которых, судя по докладам, будет строиться в ближайшее время социально-экономическая политика областного правительства.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №17 (464)
Автор статьи:  Александр ПОЛЕТАЕВ
Рубрика:  Власть/Политика

Возврат к списку


Материалы по теме: