Яндекс.Метрика

Слухи преувеличены

Слухи преувеличены

В День печати хочется пожелать ей долгих лет жизни. Ибо наступление интернета, социальных сетей не может не влиять на самочувствие печатной журналистики. Сохранят ли традиционные газеты и журналы свое влияние на общество, займут ли они надежную нишу на фоне стремительного развития новых форм коммуникаций? Или почитывать бумажные СМИ будут лишь немногие ретрограды да те, кто попросту имеет возможность пользоваться интернетом?

Самое распространенное мнение в наше время – печатные СМИ будут полностью заменены электронными. «Через десять лет не останется никаких медийных продуктов кроме тех, что доставляются потребителям через сеть Интернет. Не будет бумажных версий газет или журналов – все будет выходить в электронном виде», – говорит, например, Стив Балмер, генеральный директор Microsoft.

«У газет, напечатанных на бумаге, нет никакого будущего, поэтому они пропадут уже в ближайшие годы», – вторит ему известный медиамагнат Руперт Мердок.

Что ж, при появлении новых средств массовой коммуникации закономерно возникает вопрос: что произойдет со старыми. Классический пример: театр – кино – телевидение. Рождение кино вызвало пророчества о смерти театра, создание ТВ – о смерти кино. Ничего этого не случилось, но появление и развитие интернета, конечно же, поставило вопрос о будущем печатных СМИ.

Некоторые исследователи считают, что традиционные СМИ с трудом реагируют на проблемы людей, слишком привязаны к формату и к собственному пониманию запросов аудитории. В то же время онлайновые медиа более оперативны, внимательны к запросам аудитории и, самое главное, способны предложить читателям больше возможностей: от архива новостей с иллюстрациями и видеороликами до развлечений (чат, музыка, знакомства).

Есть, безусловно, и другие преимущества интернета в конкурентной борьбе с печатными СМИ. Исследование на эту тему провел Григорий Вирен, профессор факультета журналистики Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова.

По его мнению, интернет, бесспорно, перетянул к себе часть аудитории, в первую очередь – молодой. Так, по данным Фонда общественного мнения в Москве и Петербурге интернетизация молодежи стала почти поголовной – 98% в северной столице и 97% – в «белокаменной».

Судя по тенденции, через 15–20 лет аудиторию газет будут составлять исключительно люди пожилого возраста. Конечно, это тоже ниша, однако достаточно узкая, а в конечном счёте – лишенная перспективы.

Правда, некоторые эксперты обращают внимание на то, что печатные газеты были и будут востребованы в силу давних и устойчивых привычек многих читателей: кто-то любит начинать день с просмотра газеты – будь то за завтраком или на работе, кто-то – удобно устроиться с газетой вечером в кресле. Однако изменение технологий, появление новых гаджетов меняет привычки – кто-то уже начинает рабочий день с просмотра интернета, а не газет.

Еще одна важная функция интернета: в России он становится инструментом общественного контроля, средством наблюдения общества за действиями власти – чиновников, сотрудников правоохранительных органов. Это характерно не только для России, но и для других стран, где власть не заинтересована в общественном контроле, а его политические инструменты находятся в зачаточном состоянии или несут чисто декоративную функцию. Важнейшее свойство интернета на нынешнем этапе – его неподцензурность. Поэтому в странах, где имеют место ограничения свободы слова и печати, интернет выступает в значимой роли свободной, демократической площадки для обмена информацией и мнениями, а иногда и прямого информирования общественности.

Плюс для печатных СМИ – специализированные издания остаются востребованными даже в век интернета. Во всяком случае пока. Добавим сюда местные издания, ориентированные на аудиторию небольших городов, поселков, а в мегаполисах – отдельных районов. Они содержат конкретную информацию, необходимую жителям в концентрированном виде, почему и остаются востребованными. Одной из причин их популярности можно назвать экономическую сторону вопроса – такого рода издания, как правило, издаются местными властями на бюджетные средства и стоят недорого, тогда как поголовная интернетизация российской провинции остается делом не дешевым и не скорым.

Еще одно преимущество печатных изданий – степень эксклюзивности. Как показывает практика, сегодня даже самые популярные информационные сайты интернета проигрывают крупнейшим газетам как в количестве корреспондентов, так и в их качестве. Интернет-сайты, претендующие на конкуренцию с печатными СМИ, наполняют свои страницы собственными аналитическими материалами, комментариями, статьями, интервью, однако информационной базой для них остаются информагентства и газеты.

Конечно, онлайновые СМИ более оперативны, чем газеты, но это естественное явление, иначе и быть не может (точно так же быстрее газет сообщают новости радио и ТВ). Однако распространяемая информация не является эксклюзивной, и в этом суть вопроса. Без старых, традиционных СМИ интернет неизбежно окажется в информационном вакууме. Ведь сегодня ни один сайт не в состоянии самостоятельно, одними своими силами представить достаточно полную картину событий дня. А значит, разговоры о том, что интернет вытеснит печатные СМИ на обочину информационного поля, пока преждевременны.

Интернет-издания не готовы конкурировать с крупными старыми СМИ именно в этом направлении. Поэтому им остается роль своего рода «посредников» в передаче информации от информагентств и печатных газет к аудитории Сети.

В настоящее время деятельность рунета не цензурируется (и против введения цензуры в Сети не раз выступал президент Дмитрий Медведев). Однако если предположить, что ситуация изменится, у власти окажется целый арсенал возможностей для того, чтобы «перекрыть» интернет. Это, например, блокирование некоторых сайтов или предупреждение о том, что просмотр данного сайта является наказуемым – с последующими санкциями. Возможно и блокирование персональных компьютеров – в случае если с них заходят на определенные сайты. И, конечно, вполне реален контроль за тем, кто и с каких компьютеров посещает те или иные сайты. Сегодня это делается в отношении сайтов, признанных экстремистскими, порносайтов и т.д. Но никто не гарантирует, что аналогичная борьба не может вестись против сайтов оппозиции (тем более что отдельные случаи их блокирования уже известны). Технические возможности для этого широки, и такие тоталитарные режимы, как, например, в Северной Корее, охотно прибегают к ним.

Таким образом, напрашиваются следующие выводы. Интернет пока экономически не готов к серьезной конкуренции с крупными печатными СМИ и информационными агентствами. Интернет в настоящее время не является опасным конкурентом для специализированной и местной прессы. Степень интернетизации России еще не достаточна для того, чтобы можно было говорить о вытеснении традиционных СМИ. Перспективы распространения интернета зависят от роста благосостояния большинства россиян, а он не гарантирован.

Справка «НВ»

Первую газету в России создал в 1710 году Петр I. Называлась она «Ведомости». В дальнейшем издание газет долго было государственной монополией.

Первое рекламное агентство в России было открыто в XIX веке предпринимателем Метцелем. Именно ему принадлежит и расхожая фраза «Реклама есть двигатель торговли».

XIX век стал для нашей страны веком появления рекламных изданий, которые в Европе возникли гораздо раньше – в первой половине XVII века. Начало XIX века ознаменовано в России созданием таких новых столичных газет: «Санкт-Петербургские коммерческие ведомости» (1802), «Северная почта» (1809), «Сенатские ведомости» (1809), «Гений времени» (1807), «Северная пчела» (1825), «Коммерческая газета» (1825), «Земледельческая газета» (1834).

В общественно-политической жизни России XIX века произошел ряд событий, оказавших значительное влияние на развитие отечественных средств массовой информации. Журналистика в этот период становится не только летописцем, но и активным участником общественно-политических событий. Отечественная война 1812 года способствовала росту национального самосознания, подъему вольнолюбивых настроений в обществе, обострила внимание к социально-политическим вопросам современности. Восстание на Сенатской площади 25 декабря 1825 года обозначило глубокие противоречия в социально-политической жизни России, раскол в среде русской прогрессивной интеллигенции. Эти два события во многом определили дальнейших ход отечественной истории и развитие общественно-политической мысли и прогрессивной периодической печати.

К 1840 году роль и значение печати в общественной жизни России значительно возросли. Но революционная ситуация в Европе способствовали усилению контроля над печатью, что выразилось в учреждении Николаем I специального комитета, который ревизовал столичные издания и требовал от редакторов «согласия с видами нашего правительства».

Характеризуя влияние прогрессивной печати 1840-х годов на общественное мнение, В.Г. Белинский писал: «Вся сфера современного общественного движения теперь выражается словом «пресса»; это живой пульс общества, по биению которого вернее, нежели по какому-нибудь другому признаку, можно судить о состоянии общества. Нет стороны в обществе, которая бы теперь не выражалась прессою, не жила в ней и ею».

В начале ХХ века существенно укрепились позиции официальной правительственной прессы: «Правительственный вестник», «Сенатские ведомости», «Московские ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости», «Гражданин» и др. Многие из них получали щедрые субсидии из засекреченного фонда. А.С. Суворин писал по этому поводу: «Мещерский получает по 3000 рублей в месяц на «Гражданина» из казенных сумм Министерства внутренних дел, получает без расписки, прямо из рук в руки».

Периодическая печать советского времени представляла собой идеологический рупор государства. В 1980-е годы исследователи описывали тот период следующим образом: «Важно, чтобы различные средства массовой информации и пропаганды действовали как части единой системы. Они обязаны не подменять, а дополнять друг друга».


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №1 (448)
Автор статьи:  Иван ПЕТРОВ
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: