Яндекс.Метрика

Работа на имидж

Работа на имидж

В Туле самовар и ружья, в Санкт-Петербурге Эрмитаж и интеллигентные люди, которые уступают друг другу места в трамвае, в Москве пробки, в Новосибирске университеты, в Тюмени нефть, в Волгограде Мамаев курган и дом Павлова, в Саратове саратовская гармошка, калач. У каждого города, области, края есть свой образ, который создается слухами, легендами, историей. Что-то навсегда осталось в прошлом, что-то можно воскресить. Как сегодня создается медиаобраз региона и как это сказывается на отношении к нему его собственных жителей и соседей – об этом шел разговор на встрече саратовских и волгоградских журналистов в городе-герое Волгограде.

Министерство информации и печати области не в первый раз проводит подобные выездные семинары. В прошлом году делегация главных редакторов СМИ региона посещала пензенских коллег. На этот раз 23 главных и шеф-редактора побывали с визитом в Волгограде.

Тема, предложенная нашим министерством к обсуждению – медиаобраз региона как фактор формирования патриотизма, вы­звала вначале некое непонимание со стороны волгоградских коллег. Основным посылом они посчитали слово «патриотизм», за что с удовольствием ухватились. Их нельзя за это винить: имея столь тяжелое, хоть и славное, прошлое, невозможно, да и ненужно обходить его стороной. В итоге представители старой гвардии волгоградской журналистики сделали упор на воспитание у молодежи, как они это назвали, военного патриотизма. И взвалили на журналистику весьма непростую миссию – сохранять силами пишущей братии память о Великой Отечественной войне: рассказы о раскопках, доказательство необходимости создания поисковых отрядов, призыв к приведению в порядок памятников, братских могил, поддержке ветеранов и так далее. Саратовцы возражали, что с тех пор была и афганская война, и чеченская, а то, что перечислили волгоградцы, в любом государстве является нормой.

Отличную мысль высказал старожил волгоградской журналистики Ефим Шустерман:

– Пока банка краски для военного памятника будет для муниципалитета нецелевкой, ни о каком воспитании патриотизма не может идти речи.

Возможно, в одной этой фразе кроется ключевой смысл для понимания того, как именно формируется медиаобраз. Что делают в городе, регионе власти, общественные организации, простые люди для того, чтобы гордиться тем местом, в котором ты живешь? Что такое медиа­образ? То, как представлены город ли, область ли на страницах газет и журналов, на информационных лентах интернет-порталов, на экране телевизора. Но что есть пресса, какая бы она ни была (если не вдаваться в крайности)? Это отражение реальной жизни. Если страницы газет не первый год пестрят заголовками на тему ветхого и аварийного жилья в областном центре (а об этой нашей проблеме в курсе даже наши южные соседи), это значит, что проблема действительно есть. Если у нас в Саратове первый в России общедоступный художественный музей с потрясающей коллекцией, так надо чаще об этом говорить. Создавать медиаповоды. Медиаповоды, как правило, создают те или иные властные или общественные структуры. То есть, по сути, в большей степени работают на создание медиаобраза региона как раз чиновники всех уровней, депутаты, правоохранительные и судебные органы, общественные организации. А СМИ – всего лишь зеркало. Значит, если мы хотим воспитать патриота своего региона, надо сделать так, чтобы жителю – саратовцу, волгоградцу, пензяку – было комфортно здесь и сейчас. Принять такой закон, чтобы банка краски на памятник не стала нецелевым расходованием средств, но потратить ее именно на памятник, построить хорошие дороги, которые не разваливаются с приходом первого весеннего тепла, вовремя давать отопление, вовремя проводить необходимый ремонт и так далее. Чтобы о городе, регионе действительно заговорили, необходима знаковая концепция развития. Например, Урюпинск Волгоградской области делает бренд на анекдотичности своего названия. Пример города Мышкина уже навяз на зубах. Но про город говорят. Значит, медиа­образ сложился и работает. Саратовская область на данный момент звучит во всех СМИ как регион с высоким инвестиционным потенциалом. А сам Саратов муниципальные власти только обещают сделать чистым, светлым, зеленым.

Существуют, правда, и кривые зеркала – заказные статьи, сюжеты, в которых правда выворачивается наизнанку или же не пода­ется вообще. Отрадно, что все без исключения журналисты пришли к выводу, что есть профессиональный этический кодекс, который обязывает работать с фактами, но не с домыслами. Только своими силами мы не можем решить проблему создания того или иного образа области, наша задача – быть честными со своими читателями, не врать и не искажать факты. Только совместная конструктивная работа может привести к созданию такого образа, которым можно гордиться.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №39 (439)
Автор статьи:  Анна МУХИНА
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: