Яндекс.Метрика

Экономные закупки

Экономные закупки

Более 300 миллионов рублей удалось сэкономить областному и муниципальным бюджетам за последние полгода благодаря электронным торгам. Но не все муниципалитеты работают одинаково эффективно. К примеру, в Саратове остро стоит проблема картельных сговоров.

В Саратовской области это направление госзакупок развивается особенно активно. За последнее время на торги было выставлено семь миллиардов бюджетных средств, в электронной форме проведено около 2800 областных и муниципальных аукционов. Доля же электронных торгов Саратовской области на электронных торговых площадках по сравнению с 2010 годом выросла с 7 до 27%.

Снизить количество нарушений при муниципальных закупках было призвано использование конкурсов и аукционов. Электронные торги стали одним из средств борьбы с коррупцией, поскольку использование такого способа исключало личное общение заказчика и поставщика. Кроме того, когда какой-либо соискатель регистрируется на площадке, есть гарантия, что никто не знает, кто еще из его конкурентов (в том числе из других регионов) зарегистрирован там. Это должно позволить избежать сговора поставщиков и срыва аукционов. В итоге фирмы борются за заказ, который падает в цене, что приводит к экономии бюджетных средств.

В Саратовской области такое направление госзакупок как электронные торги развивается очень активно. Несколько лет в регионе даже работала своя небольшая электронная торговая система, в которой были зарегистрированы около 2000 участников.

Но не все так гладко, как кажется на первый взгляд. За последние полгода областным контролирующим органом было выявлено свыше 500 нарушений законодательства, допущенных при осуществлении муниципальных закупок. Об этом было сказано на селекторном совещании у заместителя председателя правительства Саратовской области Алексея Щербакова. В список наиболее грубых нарушений попали следующие: необоснованное дроб­ление сумм заказов, ориентация условий закупки под конкретного поставщика, закупка товаров, работ и услуг для муниципальных нужд по завышенным ценам и т. д.

Известны случаи, когда на электронный аукцион регистрируется всего один участник. В результате конкурс или аукцион признается несостоявшимся, и договор заключается с единственным участником, который, совершенно естественно, не собирается снижать цену. То есть экономии – ноль.

Тому есть несколько причин. Одна из «свежих» – законодательством закреплено требование ко всем без исключения заказчикам проводить электронные аукционы на пяти электронных торговых площадках (ЭТП), отобранных правительством РФ для проведения закупок для госнужд. Это ЭТП Сбербанка, ММВБ, РТС, а также правительств Москвы и Татар­стана. А внедрение общероссийского официального сайта по размещению заказов (goszakaz.ru) не сильно способствует повышению конкурентности закупок в каждом регионе.

– От участия в госзакупках малый и средний бизнес отталкивают усложненная, платная процедура аккредитации на площадках, а также необходимость отвлечения обеспечительных средств, – говорит министра-председатель комитета Саратовской области по координации и контролю закупок для государственных нужд области Людмила Жданова.

Все это влияет на рост числа несостоявшихся аукционов, по итогам которых чаще всего заключаются контракты со «своими, надежными» поставщиками по начальным ценам. Например, в этом году в Саратове было проведено пять крупных электронных аукционов на ремонт и содержание дорог, благоустройство придомовых территорий на общую сумму 1,3 миллиарда рублей. На все эти аукционы было подано всего по одной заявке, соответственно и конт­ракты были заключены без снижения цен. К примеру, если обратить внимание на размещение заказов на благоустройство и содержание дорог в Саратове, можно заметить, что практически все аукционы там признаны несостоявшимися по причине регистрации только одного участника. В зависимости от района это либо МУП «Дорстрой», либо «МУП Городские дороги плюс». Аналогичная ситуация по торгам на благоустройство и содержание дорог сложилась и в крупных районах области: Балаковском, Балашовском, Вольском.

В общей сложности 23 аукциона по ремонту и содержанию дорог признаны несостоявшимися, в результате чего были заключены контракты с единственными участниками на 35 миллионов рублей.

Есть и другие причины, по которым на конкурс или аукцион регистрируется всего один участник. Например, довольно часто заказчику удобно работать с единственным поставщиком. Но согласно 94-му федеральному закону заказчик имеет право не объявлять торги, только если закупки производятся на сумму не более 100 тысяч рублей в квартал. Так появляются условия, «заточенные» под определенного поставщика.

Еще одна причина — так называемый картельный сговор, возникающий, в том числе, в результате недобросовестного поведения операторов торговых площадок.

– В принципе существует некое распределение рынка, – говорит Жданова. – К примеру, поставщики продуктов питания, работающие с муниципальными районами, не идут в областной центр, так же как саратовские не работают по закупкам в области. Так сложилось. Но бывает, что на площадке регистрируются, к примеру, 16 подрядчиков на один аукцион, но на торги выходит только один из них. Как они узнают друг о друге, если их видит только оператор площадки? Значит, информация «сливается»? В результате заказчик, то есть госучреждение, или муниципалитет, или гос­орган, на этом теряет средства. Хорошо если цена на торги была выставлена оптимальная, а если она завышена?

К сожалению, пока законодательно на это никак повлиять нельзя. Такие случаи надо пресекать на уровне ЭТП, считает министр.

Что касается цен, то иногда в минусе оказываются поставщики. Формальный подход к делу со стороны заказчика приводит к тому, что в качестве стартовой устанавливается цена сильно ниже рыночной. Таким образом, происходит «вымывание» с рынка электронных торгов поставщиков качественных услуг. Пару лет назад вопрос о заниженной цене поднимали частные охранные предприятия Саратова, которые на собственном опыте столкнулись с таким формальным подходом.

– Я думаю, что это также вопрос решаемый, – говорит Жданова. – Надо мотивировать исполнителя. Пока этого сделать нельзя, закон не позволяет часть сэкономленных денег пускать на поощрение сотрудников. Впрочем, 94-й федеральный закон вскоре ждут масштабные преобразования.

Несмотря на некоторое несовершенство системы, ее работа приносит весьма ощутимые результаты. К примеру, в этом году стартовала программа модернизации здравоохранения Саратовской области. На закупку медицинского оборудования министерством здравоохранения уже объявлено 270 электронных аукционов на 561 миллион рублей. Экономия, достигнутая в результате проведения торгов, составила 11,5 миллиона рублей за счет активного участия поставщиков. Кроме того, в результате грамотного проведения маркетинговых исследований цен производителей оборудования были оптимизированы начальные цены закупок путем их снижения на 170 миллионов рублей, до минимальных значений. На эту высвобожденную сумму министерство сможет закупить дополнительное оборудование для лечебных учреждений.

Всего же по итогам полугодия область и муниципальные районы сэкономили более 300 миллионов бюджетных средств.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №27 (427)
Автор статьи:  Анна МУХИНА
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: