Яндекс.Метрика

Дорожная завязка

Дорожная завязка

В конце мая в областном центре прошло совещание коллегии при главе администрации города, на котором обсуждался вопрос реализации генерального плана Саратова до 2011 года. Немало внимания на мероприятии было уделено и решению транспортной проблемы. Выступая на совещании, глава комитета по архитектуре и градостроительству Владимир Вирич заявил, что для решения транспортного вопроса в городе необходимо в первую очередь продлить маршрут троллейбуса №10 до Солнечного посёлка, а также устроить надземный переход на пересечении проспекта Кирова и ул. Чапаева.

Материальные убытки

Решат ли кардинально два этих проекта транспортную проблему в Саратове, да и реализуются ли они в ближайшем будущем? Помнит ли Владимир Григорьевич о тех фактах, которые были озвучены 20 мая министром транспортного развития области Сергеем Шейкиным? О том, например, что в этом году федеральный бюджет не выделил области средств на строительство пешеходных переходов в наиболее аварийных перекрёстках и участках дорог Саратова и Балакова? По словам министра, основная часть финансирования должна поступить только в будущем году, а это значит, что анонсируемое Виричем строительство перехода как первоочередная задача откладывается ещё как минимум на полгода. Что говорить тогда о решении других проблем дорожно-транспортной инфраструктуры города. Да и осуществление всего комплекса мер по реализации генерального плана Саратова вызывает сомнения. Ведь потребует оно более чем 100 миллиардов рублей, то есть сумму, банально неподъёмную ни для городского, ни для областного бюджетов.

Проблема финансирования общественного транспорта стоит особенно остро. Как сообщил 9 июня на ПДС при зампреде правительства Саратовской области Александре Стрелюхине Сергей Шейкин, из-за существующей системы расчета компенсаций за обслуживание льготных категорий граждан перевозчики несут материальные убытки. Сегодня размер возмещения из областного бюджета определяется на основании тарифов 2005 года (4 руб. за проезд и 50 руб. за социальный проездной билет), тогда как цена на проезд менялась уже неоднократно (сегодняшний тариф – 7–8 руб.). По словам председателя комитета по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу администрации Саратова Игоря Гришаева, перевозчики города недополучили 471 млн. руб. компенсаций (в этом году в Саратове было реализовано 572 305 льготных проездных билетов). Шейкин в свою очередь проинформировал, что бюджетных ассигнований на возмещение затрат в области хватит только на 2-й и 3-й кварталы этого года. В связи с этим областная власть видит своей задачей увеличение объема бюджетного финансирования транспортных предприятий губернии. Ее решение зависит от лоббистских способностей руководителей этих предприятий и областных законотворцев. В противном случае, как стало понятно из докладов выступающих, перевозчики вынуждены будут цену проезда в общественном транспорте поднять до 17–18 руб.

Частная собственность превыше всего

Несмотря на постоянное вмешательство региональных властей, вопрос развития как общественного транспорта, так и строительства дополнительных транспортных артерий в Саратове остаётся нерешённым. Почти похоронен проект, согласно которому предусматривается реконструкция трамвайного маршрута №3. Надо отметить, что этот проект был заложен в «Стратегической концепции развития городского общественного транспорта на 2006–2010 годы», которая рассматривалась на слушаниях в городской Думе в 2005 году. Концепция так и не стала чем-то большим, чем набор благих намерений муниципальных мечтателей, собиравшихся «спрятать» значительную часть маршрута под землю. Однако известно, что на рассмотрении в гордуме находится муниципальная целевая программа развития улично-дорожной сети на 2008–2012 годы. В ней реконструкция маршрута трамвая №3 действительно предусмотрена, но без «ухода в подземелье».

Сам процесс модернизации маршрута из обычного в скоростной состоит из трёх этапов. На первом предполагается замена подвижного состава новыми вагонами, которые быстрее движутся, что уже осуществляется на практике. На втором этапе будет заменено дорожное полотно – рельсы и шпалы. А на третьем планируется ликвидация пересечений трамвайных путей с автодорогами, то есть движение трамваев и автотранспорта в местах их пересечения будет происходить на разных уровнях.

Казус заключается ещё и в том, что на совещании у главы администрации 28 мая обсуждался вопрос расширения проспекта 50-летия Октября от ул. Технической до ул. Тракторной с восстановлением местных (боковых) проездов. Этот отрезок автотрассы является для пассажиров и автомобилистов чуть ли не самым проблемным участком города. Каждый будний день здесь вырастают многокилометровые заторы, зная о которых местные жители порой за несколько часов до начала работы и учёбы выходят из дома. Расширение проезжей части как раз и можно было бы осуществить за счёт трамвайных путей маршрута №3, «спрятанных» под землю. Но в условиях нехватки финансирования приходится ограничиваться полумерами. Только вот насколько эффективными они окажутся?

Как это расширение устранит перманентные пробки в таких узких местах, как въезд на железнодорожный мост с ул. Тракторной и проспекта 50-летия Октября, или промежуток между ул. Технической и Алексеевской, где почти впритык к проезжей части недавно возвели торговый комплекс и автозаправку, то есть бокового проезда в этом промежутке попросту нет? В случае с узлом на «Стрелке» градостроительные чиновники уже давно поговаривают о строительстве транспортной развязки. Но и здесь есть определённая «помеха»: что городские власти собираются делать с АЗС, также расположенной впритык к проезжей части?.. Вопросов больше, чем предполагаемых ответов.

Как в случае с возможным строительством бокового проезда на 1-й Дачной, так и при возведении развязки на «Стрелке», придётся снести немалое количество различных частных магазинов, ларьков и заправки. Ясное дело, владельцы будут не в восторге. А поскольку современное законодательство заточено исключительно на защиту интересов частной собственности, судебная перспектива таких дел для города весьма печальна. Вот, к примеру, АЗС «Лукойл» на 1-й Дачной. По словам Вирича, заправка появилась там в нарушение всех норм. Тем не менее, неоднократные попытки выселить её с места потерпели неудачу:

– Все суды проиграны, потому что частные интересы выше общественных. И нам приходится ждать: либо у владельца проснётся совесть, либо закончится срок аренды этого участка. Первого ждать не приходится, второе произойдет через 15 лет.

Освоение земель

На протяжении последних десятилетий много говорилось об увеличении пропускной способности путём расширения улиц Соколовой и Большой Горной. Ещё в советские времена существовал проект строительства проспекта Победы на месте ул. Большой Горной. Однако и эта хорошая затея не воплотилась в жизнь, в то время как количество личного автотранспорта с 70–80-х годов прошлого столетия существенно выросло, а пропускная способность дорог осталась прежней. В комитете по архитектуре уверены, что решить эту проблему можно, если город решится на расширение этих двух магистральных улиц.

Ветхое жильё, не представляющее историческую и архитектурную ценность, сносить можно и нужно, но подчас освоение городских территорий некоторыми строительными фирмами напоминает слона в посудной лавке. В ответ на требования жителей ветхого жилья предоставить им качественную жилплощадь, соответствующую нормативным параметрам метража на человека, зачастую практикуются поджоги, после которых погорельцы остаются не только без альтернативного выбора новых квартир, но и без крыши над головой.

Добавим к вышесказанному, что освоение земель под новостройки в областном центре не всегда идёт в соответствии с действующими правилами, а уплотнительная застройка стала нормой жизни.

Критическая масса

И еще один штрих к «портрету» городской дорожной системы. Речь идет о велосипедистах.

Как известно, велосипеды – экологически чистый транспорт и, казалось бы, есть смысл стимулировать горожан пересаживаться на двухколесных «коней» по примеру той же Словении. Но у саратовского велосипедиста существует риск быть сбитым, находясь в плотном соседстве с автотранспортом. Другой вариант – самому подвергать опасности, но уже пешеходов, катаясь по тротуарам. Во всём цивилизованном мире для велосипедистов отведены специальные дорожки, отделенные как от автотрасс, так и от пешеходной зоны, чего, согласитесь, нет ни в России в целом, ни в нашей области в частности. Кстати, российские велосипедисты, особенно молодые, постоянно жалуются, что чувствуют себя изгоями на улицах, из-за чего объединяются в группы социально активных граждан и даже проводят акции протеста, требуя для себя специально выделенных трасс. Эта акция носит характерное название «Критическая масса», и является индикатором больших проблем, накопившихся в дорожно-транспортном комплексе за последние десятилетия.

Павел КУЗНЕЦОВ, заместитель генерального директора МУПП «Саратовгор­электротранс»:

– На данный момент в нашем городе отсутствует транспортная схема, являющаяся приложением к генеральному плану Саратова. Пока схема не будет утверждена, ясности в изменении маршрутов электротранспорта не предвидится. Генплан же сам по себе является сочетанием нескольких концепций, в зависимости от времени и политической конъюнктуры. Надеемся, что принятие плана его реализации внесёт больше ясности. Однако за последние годы муниципальная власть, не без поддержки губернатора, всё больше поворачивается лицом к развитию городского транспорта. Павел Ипатов во время визита на троллейбусный завод пообещал помочь в вопросе увеличения бюджетных ассигнований на закупку электротранспорта. На муниципальном уровне готова к принятию депутатами городской Думы целевая программа развития улично-дорожной сети, согласно которой уже сегодня для города закупаются новые единицы подвижного состава, в частности готовится заключение договора с «Тролзой» на приобретение городом более 50 новых троллейбусов. Кроме того, целевая программа предусматривает введение троллейбусного маршрута №10 «а», протяжённостью от железнодорожного вокзала до Солнечного посёлка. Конечно, эта муниципальная целевая программа далека от совершенства, но «дорогу осилит идущий».

Андрей ИВАЩЕНКО, заместитель председателя комиссии городской Думы по промышленности, транспорту, связи и торговле:

– Одной из основных проблем общественного транспорта Саратова является сама география города. Большинство потоков идёт всего по нескольким направлениям: дороге Дружбы, ул. Чапаева и Чернышевского. Отсутствие окружной дороги и развитой инфраструктуры ведёт к тому, что почти весь общественный транспорт проходит через центр. Плохо дела обстоят на Усть-Курдюмском направлении. Эта трасса очень скоро не будет соответствовать высокому уровню развития этого района и транспортным потокам, через него проходящим. Учитывая, что в скором времени планируется закрытие на ремонт старого энгельсского моста, мы можем столкнуться с огромными пробками вплоть до самого мостового перехода в Пристанном. Напряжённость в этом направлении ликвидируется только тогда, когда будет сдана в эксплуатацию окружная трасса между Юбилейным и Солнечным посёлками, разгружающая Усть-Курдюмский тракт.

Не меньшую озабоченность вызывают и предвыборные популистские меры по неразумному распределению льгот, компенсировать которые никто не собирается. Вследствие ухода неплатёжеспособных пассажиров и роста цен на топливо, предприятиям приходится прибегать к росту тарифов, да и вообще возникает проблема выживания в условиях дефицита финансирования.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №20 (280)
Автор статьи:  Антон ЭНВЕРОВ
Рубрика:  Стройка/Недвижимость

Возврат к списку


Материалы по теме: