Яндекс.Метрика

Саратов желает тратить

Саратов желает тратить

Глава города Олег Грищенко требует в 2,6 раза увеличить объем межбюджетных трансфертов для областного центра, заявляя, что иначе органы местного самоуправления «не смогут надлежащим образом решить как социально-значимые задачи, так и вопросы, касающиеся функционирования городского хозяйства». Фактически муниципальные власти пытаются поставить Саратовскую областную Думу перед развилкой: или консолидированный бюджет региона работает на Саратов, или город просто перестает развиваться.

Расходы Саратова в проекте главного финансового документа региона спрогнозированы в размере чуть менее 6 млрд рублей. Город же готов потратить более 9,5 млрд, при условии, конечно, что эти деньги городу кто-нибудь даст. 7,1 млрд из заявленной суммы расходов муниципалитет хотел бы получить в виде межбюджетных трансфертов. Это в 2,6 раза больше запланированных в проекте перечислений – 2,7 млрд рублей, и более чем в два раза больше предполагаемых собственных доходов – 3,2 млрд руб. Получается, что, с точки зрения, главы Саратова консолидированный бюджет региона должен обеспечивать в первую очередь и в максимальном объеме интересы областного центра, забыв о том, что Саратовская область состоит не из одного, а из сорока двух муниципальных образований.

Между тем, как отмечают эксперты, финансовое положение Саратова могло бы укрепиться уже за счет наведения порядка в расходовании и сборе доходов бюджета. В частности, определенно требуется пересмотр арендной политики – СМИ уже не раз писали о довольно-таки странных решениях городской власти относительно сдачи в наем муниципальной недвижимости. Часто упоминалась и аренда офисов и зданий для городских нужд.

К примеру, в настоящее время прокуратура Саратовской области проводит проверку по вопросам, поднятым в публикациях газеты «Взгляд». Еженедельник неоднократно обращался к теме ЗАО «СПГЭС»: это предприятие, после ухода с поста мэра Юрия Аксененко и формирования нового состава депутатов городской Думы, стало пользоваться значительными льготами по арендной плате. «НВ» уже писали о том, что базовая ставка арендной платы в период с 2005 по 2006 год увеличилась на 20% – с 1383 до 1660 рублей за кв. м, а аренда СПГЭС за тот же период снизилась на 65% – с 80 до 27,9 млн рублей. До 2010 года платежи предприятия повышались всего два раза, хотя размер базовой ставки увеличивался ежегодно.

Неизвестно, каким образом изменилась методика вычисления размера арендной платы для СПГЭС (известно, что нормативная формула расчета осталась прежней), но не сложно подсчитать, что в результате городской бюджет потерял порядка 50 миллионов рублей. С другой стороны, такую же сумму муниципалитет выкладывает за имущественный комплекс 12-й городской больницы, который арендуется у коммерческой фирмы «Парацельс». И таким образом получается, что только на этих двух частных примерах бюджет ежегодно теряет порядка 100 млн рублей. Принципиальный вопрос: являются ли эти частные случаи исключением из правил или как раз типичным примером арендной политики города?

Через СПГЭС из саратовского бюджета уходят еще и многие миллионы рублей, проигранные городом по судебным искам. За 2009–2010 годы в пользу ЗАО «СПГЭС» и ООО «СПГЭС» через суд было взыскано более 300 млн руб¬лей. Наблюдатели обращают внимание, что юристы администрации Саратова, как правило, занимают в прениях не самую активную позицию.

Рассчитываться с долгами, безусловно, необходимо, однако в отношении других кредиторов город ведет себя далеко не так ответственно. К примеру, долг муниципального предприятия «Саратовводоканал» за потребленную электроэнергию перед ОАО «Саратовэнерго» уже составляет треть миллиарда рублей. Тем не менее, ни мэрия, ни гордума не проявляют беспокойства относительно возможного энергетического комплекса.

Другая статья, по которой теряет свои доходы Саратов – это проведение аукционов на право аренды земельных участков. Напомним, в сентябре 2009 года муниципалитет добился возвращения себе права распоряжения землей, обещая сделать эту работу более эффективной, быстрой и прозрачной. С тех пор, более чем за год в областном центре не состоялось еще ни одного аукциона. Первый был объявлен только в июне – на торги выставили право на заключение долгосрочного договора аренды земельного участка площадью 7 га, расположенного в поселке Зональный Волжского района под строительство спортивного комплекса. Когда же будут объявлены его итоги – неизвестно. Возможно, уже не в этом году.

Вообще же, за 2010 год Саратов, так рвавшийся в недавнем прошлом распоряжаться землей в пределах собственных границ, не провел и не объявил ни одного земельного аукциона под жилищное строительство. Максимум, что мэрия сумела сделать за год – провести аукцион на формирование 400 земельных участков. Эту работу за 24 млн рублей выполнит «Городское бюро землепользования». В декабре собираются провести еще два таких аукциона. «Всего планируется сформировать 820 таких участков», – сообщал и.о. председателя комитета по землепользованию и градостроительству администрации Саратова Владимир Елин. Но если 2010 год полностью ушел на подготовку аукционов по определению подрядчика, который сформирует земельные участки, то когда же начнутся сами аукционы по продаже права аренды земли? Определенно не в ближайшие месяцы.

Город не только упускает доходы, но и не успевает распорядиться деньгами, которые перечисляются из вышестоящих бюджетов. Например, Саратов ежегодно ставит под угрозу срыва выполнение программы Фонда содействия реформированию ЖКХ, затягивая переселение жителей аварийных домов. Сейчас у всех на слуху скандальная история с дорожными аукционами, когда 800 млн. федеральных рублей городские чиновники разделили заочно между подрядчиками, а конкурсные процедуры решили провести задним числом, включив в условия уже отремонтированные дороги. Это именно о таких историях говорил недавно президент Дмитрий Медведев: «Разбираться и сажать в тюрьму. Другого выхода нет».

Конечно, поиск доходов и рациональное расходование бюджета – дело непростое и трудоемкое. Гораздо проще просить денег из региональной казны. Именно этим и занимается Олег Грищенко. Требование же увеличить трансферты в разы означает ни что иное как завуалированный отказ от решения системных городских проблем: решение со¬циально-значимых задач и функционирование городского хозяйства глава города ставит в зависимость от выполнения заведомо невозможных требований. С таким подходом на развитии областного центра можно сразу поставить крест


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №42 (395)
Автор статьи:  Андрей Муравьев
Рубрика:  Власть/Политика

Возврат к списку


Материалы по теме: