Яндекс.Метрика

PR на счетах

PR на счетах

Каждый отчет о деятельности Счетной палаты Саратовской области становится политическим событием, уже в который раз реальная работа контролирующего органа подменяется громкими пиар-акциями. Аналитики ломают голову: что это – политический заказ или откровенный непрофессионализм местных счетоводов под руководством Андрея Саухина?

Контрольные органы, такие как Счетная палата, – абсолютно необходимая часть государственной машины. Основная их цель – выявить нерациональное расходование государственных средств, если таковое есть, и вернуть деньги в казну. Нашли ревизоры нарушение закона, предъявили обоснование, результат – деньги возвращены в бюджет, виновные наказаны. Так должно быть. Но что же происходит по факту?

К сожалению, предписания СП, помогающие расходовать бюджет более эффективно – лишь капля в море ничем не обоснованных, политически окрашенных претензий. Не стал исключением и отчет о работе палаты за 2009 год. Снова насчитали нарушений на сотни миллионов рублей и громко заявили об этом в СМИ. И снова получили аргументы по каждому пункту, опровергающие нарушения, однако журналистов уведомлять не стали.

Вот конкретные цифры и примеры. Большинство выявленных нарушений относятся не к расходованию средств, а к использованию кодов бюджетной классификации. Но встречаются и более серьезные – причем напрасные – обвинения. Счетная палата выявила «нарушения» на сумму в 10 млн рублей при реализации областной целевой программы по утилизации и захоронению пестицидов. В документах отсутствовали «количественные характеристики предстоящих работ, т.е. не определено, сколько надлежало сделать проб, какой объем пестицидов должен был быть обработан». Министерство сельского хозяйства области отвечает: «Визуально определить точные количественные характеристики непригодных пестицидов (идентификацию – состав, класс опасности, точные количества и вес) не представляется возможным» – таким образом, их невозможно было прописать и в конкурсной документации. Получается, что контролеры просто не владеют предметом проверки.

Другой пример: счетоводы обвинили минсоцразвития в «неэффективном и неэкономном» использовании средств на «социальное такси»: когда половина всего бюджета услуги была потрачена на 10 человек (7,5% от общего числа инвалидов). Ситуацию поясняет министерство соцразвития: «Постоянными клиентами данной службы являются дети-инвалиды (ДЦП), которым необходимо периодическое посещение лечебного массажа, физкультуры, иппотерапии (лечебная верховая езда). Эти процедуры выполняются 2–3 раза в неделю, до момента достижения лечебного эффекта. Поэтому одни и те же инвалиды неоднократно пользовались услугами социального такси». Несложное объяснение – почему же было не запросить его до публичного обнародования отчета?

Некоторые заявления Счетной палаты потребовали вмешательства правоохранительных органов. Так было, например, с обвинением ГУ «Центр реабилитации «Ударник» в закупке оборудования по ценам, которые, как утверждали счетоводы, в 2,5 раза превышают рыночные. Оказалось, что это заявление голословно – палата никаких экспертиз рынка не проводила. Госучреждение подало иск в Арбитражный суд Саратовской области о признании предписаний палаты недействительными – и выиграло его.

В целом, правительство области подавало 12 исковых заявлений в суды, оспаривая предписания Счетной палаты. Из них семь исков были удовлетворены, по двум пока нет решения. Не удалось оспорить только три иска, связанные с оплатой из бюджета услуг по подключению к электросетям ОАО «Волжская ТГК» в сумме 29,9 млн рублей. Эти средства были возвращены в бюджет в полном объеме.

Однако в большинстве случаев даже исковое заявление невозможно сформулировать – в громогласных заявлениях счетоводов нет фактуры и четких выводов. С 2005 г. Счетная палата области внесла 53 представления и предписания органам исполнительной власти, из которых только 11(!) содержали конкретные мероприятия по устранению нарушений. Что же было в остальных? Только благие пожелания общего характера. Например, министру сельского хозяйства области: «Осуществлять расходование средств областного бюджета в строгом соответствии с условиями их получения и расходования, а также требованиями действующего законодательства», или министру спорта: «Производить кассовые расходы в соответствии с действующими указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», министру образования: «Не превышать лимиты расходов, предусмотренные сметой расходов министерства». Как на такое реагировать? «Спасибо, будем стараться».

Из приведенных примеров становится ясно – СП не является ни объективной, ни независимой. Складывается ощущение, что саратовские счетоводы под руководством Андрея Саухина беспокоятся не об эффективности бюджетных расходов, а о политических очках, которые можно набрать на критике областного правительства. Однако насколько известно, в задачи Счетной палаты не входит отработка политических заказов и пиар-атаки против органов исполнительной власти. Неужели пора проверить целевое расходование бюджета на содержание самих «контролеров»?

Счетная палата – постоянно действующий орган государственного финансового контроля Саратовской области, который подотчетен Саратовской областной Думе и финансируется отдельной строкой областного бюджета. Уже из самого определения понятно, что деятельность СП должна быть вне политики, вне борьбы за власть. Тем не менее, отчеты СП используются ее руководством и отдельными депутатами облдумы именно как политический инструмент. Информация о «нарушениях» и «нецелевом использовании» бюджета попадает в прессу еще до того, как получит подтверждение. Руководители палаты дают разгромные интервью и комментарии.

Неужели Саухин решил вступить в борьбу за власть и использует палатные отчеты как инструмент этой политической борьбы?


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №42 (395)
Автор статьи:  Николай ТЁМИН
Рубрика:  Власть/Политика

Возврат к списку


Материалы по теме: