Яндекс.Метрика

Алексей Слаповский: «Книги я пишу, а сценаристом работаю»

Алексей Слаповский: «Книги я пишу, а сценаристом работаю»

В Саратов «на побывку» приезжал Алексей Слаповский. Наш земляк давно уже стал одним из популярных и наиболее читаемых современных авторов, фильмы по его сценариям не покидают сетку телеканалов. В стенах музея К.А. Федина писатель собрал саратовских почитателей своего дарования.

Министр культуры Саратовской области Владимир Синюков в сопровождении своего заместителя Наталии Ипатовой, декан филологического факультета СГУ, профессор, доктор филологических наук Валерий Прозоров, представители литературной, художественной общественности, друзья и знакомые Алексея Слаповского в этот вечер получили ответы на все вопросы, которые они адресовали своему земляку-писателю.

– Вы писатель и не менее известный сценарист, какое занятие вам все-таки ближе?

– Мне интересно и то и другое, но книги я пишу, а сценаристом я работаю. Труд сценариста мало чем отличается от труда писателя. Это можно сравнить с инструментом, у которого множество струн, на нем переключаются регистры. Когда пишешь роман, ощущение, что играешь в каком-то мелодическом ключе. Когда пишешь сериалы, то играешь на других струнах. Если не лукавить, то та «музыка», которую я пишу для книг, имеет мелодию, понятную и доступную не для всех, а в телевизоре текст подойдет для восприятия любого.

– Где вы черпаете сюжеты для книг?

– Сюжеты приходят из жизни, но найти именно свой сюжет бывает очень трудно. Важно понимать и чувствовать, что пришедший тебе в голову сюжет твой и никто его так хорошо, как ты, не воплотит. Я затрудняюсь выделить какой-то из моих, уже написанных сюжетов, потому что если я их все написал, значит, я осознал, что они мои. А вот тема выбора, наверное, в моих произведениях играет особую роль. Начиная с первого романа «Я не я» герои попадают в тему бесконечного выбора.

– Вы часто сталкиваетесь в жизни со сложным выбором?

– Если стоит выбор, то его уже сложно сделать. А выбирать, как и всем нам, мне приходится каждый день.

– Всегда ли вы довольны картинкой на экране телевизора, которую создают по вашему сценарию?

– Мне не важна слава хорошего сценариста. Я сделал свое дело – написал сценарий, дальше все зависит от актеров и режиссера. Я немного огорчаюсь, когда не получается, как представлялось, радуюсь, когда все как надо. Но это не первостепенные мои переживания. Для меня важнее читатель, который, пускай случайно, но купит и прочтет мою книгу, чем тысячи зрителей, которые смотрят мой сериал.

– Какой он – ваш читатель?

– Это сложный вопрос и проблема, потому что квалифицированных читателей осталось мало. Мы в этом смысле догнали Запад. Современный читатель не знает, какая литература правильная, какой писатель хороший, что стоит прочитать, а что нет. Но еще остались те, кто в этом разбирается. Могу сказать, что какое бы негативное влияние не оказывал Интернет на общество, но благодаря ему у меня есть обратная связь с читателем, а это очень важно. Моим читателем можно назвать людей похожих чем-то на меня по мыслям, духу, по интересам.

– Писатель несет ответственность за своих героев и за свои произведения?

– Да, конечно. Человек так устроен, что чувство ответственности ему присуще. Часто ответственность переплетается с честностью писателя. Радует, что большинство авторов нашего времени не искушены лицемерием. Честность заключается в том, чтобы писать не то, что хочется сегодня публике, а то, что хочется тебе. Хочется писать про авторские складные ножи – пиши про ножи. Это очень опасная грань, которую сложно почувствовать, потому что публике часто хочется другого.

Есть еще такая вещь, как самоцензура. Звучит плохо, но я считаю, что она нужна. Возможно, странная причина, но мои книги читают мама и папа, и я не хочу, чтобы им было неприятно перечитывать страницы с моими текстами. Да и дети у меня подрастают. Если у меня и есть нецензурные выражения, то для них есть свое отдельное место.

– Современное поколение вам нравится?

– Я никогда не говорю о поколениях в горизонтальном срезе, потому что они вертикальны. Сказать, что мне не нравится современное поколение, все равно что сказать: я себе не нравлюсь. Я объединяю людей по каким-то общим интересам, а не по возрастной категории.

А кризис сейчас во всех сферах: в литературе, в коммуникации, в экономике, на телевидении... Это я называю властью культурной охлократии, когда низы очень активно транспортируют свои желания по поводу хлеба и зрелищ, а верхи с помощью этого механизма содержат общество в смутном состоянии.

– В одной из ваших книг были строки «Мужчина жаждет идеала, но вынести его не может». Что для вас идеал?

– Вопрос на засыпку. Идеал – понятие состоит из компонентов, поэтому идеального идеала быть не может. В юности мне стало интересно, какой цвет получится, если смешать все цвета пластилина в один. Получился, как вы думаете, какой? Абсолютно серый. Тогда я понял, что идеала на самом деле нет. Лучше любить что-то одно в человеке, а не искать идеала во всем – иначе можно сильно разочароваться.

Поблагодарив всех за теплую встречу и приятный разговор, Алексей Слаповский подарил гостям свои книги с автографом и пообещал радовать саратовцев новыми сюжетами и увлекательными сериалами.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №40 (393)
Автор статьи:  Ольга МОСКВИЧЁВА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: