Яндекс.Метрика

Скользкий путь

Скользкий путь

Подавляющее число аварий и несчастных случаев на дорогах области происходят по причине изношенности пассажирских автобусов и их неприспособленности к современным требованиям правил безопасности. С другой стороны – в регионе самые низкие тарифы на пассажирские перевозки общественным транспортом. Это является тормозом для развития регионального транспортного комплекса. Есть ли выход из сложившейся ситуации?

Не подвести пассажира?

В саратовских СМИ было опубликовано открытое письмо Саратовской областной организации профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства к губернатору области по вопросу увеличения тарифов на пассажирские перевозки общественным транспортом. Обратиться к главе региона транспортников побудила экстренная ситуация. По их мнению, «необоснованно низкие тарифы не покрывают расходы транспортников, которые еще больше усугубляются ростом цен на коммунальные услуги, техническое обеспечение, на горюче-смазочные материалы и другие расходы, обеспечивающие стабильную работу автотранспортных предприятий и позволяющие реализовать мероприятия по повышению безопасности и качеству перевозки пассажиров». Помимо этого, проблемы на предприятиях не позволяют повысить заработную плату, обеспечить в полной мере социальные гарантии для работников, а также способствуют росту долгов перед бюджетом.

В октябре прошлого года профсоюз уже обращался с этим вопросом к губернатору. Но так как вопрос повышения тарифов не решен до сих пор, транспортники написали повторное обращение. В нем они требуют оперативно принять меры поддержки автопредприятий, в частности повысить наконец-то стоимость проезда.

Цена вопроса

Поднять цену на проезд – мера крайне непопулярная. Обеспечение пассажирских перевозок – одна из важнейших социальных задач областного правительства. Учитывая экономические трудности, региональные власти отказались от повышения тарифов зимой 2009 года, пытаясь максимально поддержать людей в условиях начала кризиса. И ради объективности надо признать, что заложниками ситуации оказались автотранспортные предприятия во второй половине 2009 года.

Ситуация с выплатами бюджетных средств, компенсирующих проезд льготников, нормализовалась. Теперь перевозчики вовремя и в полном объеме получают положенные выплаты, компенсацию выпадающих доходов. Однако средств на развитие у компаний нет. С началом летнего периода отраслевой профсоюз автотранспортников снова поднял вопрос о необходимости повышения тарифов.

По мнению перевозчиков, тарифы, которые не менялись вот уже два с половиной года, абсолютно не соответствуют расходам. Многие перевозчики закончили год с убытком. И это неудивительно, ведь у каждого предприятия помимо прочего есть нерентабельные «сельские» маршруты, которые обеспечивают транспортную доступность населению и являются так называемой социальной нагрузкой. Хочется подчеркнуть, что, несмотря на экономические трудности, такого рода перевозки осуществляются предприятиями в полном объеме. А вот многие индивидуальные перевозчики уже отказываются осуществлять транспортное обслуживание населения на маршрутах из-за неоправданно низких тарифов, которые не покрывают затрат.

За последние два года произошел значительный рост расходов по всем статьям, формирующим себестоимость транспортных услуг. Так, вслед за увеличением уровня минимального размера оплаты труда средняя заработной плата в комплексе выросла почти на 40%. Такое увеличение вполне закономерно, поскольку в отрасли работают десятки тысяч человек, им, как и нам всем, необходимо содержать свои семьи, платить за продукты и стремительно возрастающие в цене коммунальные услуги.

Стоимость запасных частей и расходных материалов по некоторым видам техники выросла до четырех раз, более чем на 20% увеличилась стоимость электроэнергии. Возросли затраты предприятий, связанные с обеспечением безопасности пассажирских перевозок: расходы на установку ремней безопасности, внедрение систем спутникового слежения ГЛОНАСС и систем видеонаблюдения на объектах транспортной инфраструктуры.

Безопасность
касается каждого

Вопрос о безопасности транспорта – один из актуальнейших и затрагивает всех без исключения. На сегодняшний день практически каждый второй городской пассажирский автобус из категории импортного «секонд хенда». Не секрет, что купленные за рубежом по дешевке отслужившие свой срок иностранные автобусы использовались практически на износ. Они требовали серьезной профилактики и ремонта. Однако частнику необходимо было окупить приобретенную машину, вернуть потраченные деньги да еще получить хоть какую-то прибыль. В противном случае не было смысла заниматься этим бизнесом. Отсутствие бюджетных денег и низкие расценки на проезд позволяли лишь поддерживать искру жизни в этих машинах.

Чтобы обеспечить пассажирам комфортные перевозки - не наливной пол или кондиционеры, а самые обыкновенные, именно нормальные! - и повысить свою конкурентоспособность, многие предприятия приобрели в лизинг новый подвижной состав. Лизинговые платежи, которые в среднем составляют 10% в себестоимости, тяжелым бременем легли на плечи компаний.

Кроме этого, за счет средств перевозчиков необходимо выполнить предусмотренные законодательством мероприятия по оснащению подвижного состава средствами навигации ГЛОНАСС/GPS, междугородных автобусов ремнями безопасности.

Напомним, что уже более трех месяцев российский междугородный пассажирский транспорт работает по новым правилам безопасности перевозок. Поначалу это новшество вызвало переполох среди владельцев и водителей междугородных автобусов, едущих в рейс, превышающий 50 километров. Поправки в категоричной форме предписывали, что в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности. Вот так. Коротко и ясно. Должны быть оборудованы – и точка. Иначе с 1 марта будут штрафовать и водителей, и не пристегнувшихся пассажиров. Идея «дать ремня» автобусам сама по себе хороша. Ведь если вспомнить череду ДТП с участием пассажирского транспорта большой вместимости, унесшую жизни сотен людей, приходишь к выводу: будь люди пристегнуты, жертв могло быть гораздо меньше. Главная проблема была в том, что никто не объяснил, как оборудовать кресла ремнями безопасности и как должны выглядеть эти самые ремни. В России практически весь междугородный транспортный парк состоит из автобусов, на которых ремней безопасности не было отродясь – они не предусмотрены конструкцией. А следуя постановлению правительства, транспортники за весьма короткий срок должны умудриться где-то заказать эти ремни и установить их. Ну и разумеется, финансовая сторона вопроса. Такое «ременное» новшество требует немалых вложений. Так как же быть пассажиру – рисковать жизнью либо отказаться от поездок?

Предприятия «затянули пояса» и перешли в режим строгой экономии, сократив, в том числе, расходы на техническое содержание и обслуживание подвижного состава. Соответственно, если ситуация не изменится в ближайшее время, это самым негативным образом отразится и на качестве, и на безопасности перевозок в целом.

Осторожно:
двери закрываются

Перевозки – это услуга. Рядовым пассажирам, естественно, хочется платить поменьше, а получать побольше. То есть ездить с комфортом, без опозданий. Вполне закономерное желание потребителя. Если спросить любого из пассажиров, как он относится к перспективе повышения тарифов, ответ будет возмущенно отрицательным. Зачастую жители Саратова, чтобы добраться до места работы или учебы, да и просто съездить по делам и за покупками пользуются не одним, а двумя, тремя маршрутами, и в среднем на проезд уходит приличная сумма.

А вот если задать тот же вопрос, предварительно объяснив все последствия сдерживания тарифов, результат опроса будет принципиально иным. Вопрос должен звучать так: что вы выбираете – платить за проезд немного больше или ходить пешком?! При такой перспективе прибавка в стоимости билета уже вовсе не кажется столь пугающей. Ведь из двух зол выбирают меньшее.

Кроме того, на пенсионерах, школьниках, студентах увеличение тарифов практически не скажется. Как и прежде, они будут пользоваться льготными проездными билетами, стоимость которых в Саратовской области ниже, чем в других регионах ПФО и в целом по стране.

В начале июня профсоюз работников транспорта обратился к правительству области и депутатскому корпусу с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении предельных тарифов до 10–11 рублей за проезд в городском автобусе; до 12 рублей за проезд в маршрутном такси (вместо 10 руб.). По мнению экспертов, это позволит улучшить финансово-экономическое положение предприятий.

Объективно оценивая сложившуюся ситуацию, можно отметить, что позиция перевозчиков аргументирована. Обойтись без повышения тарифов не удастся. Тот факт, что за проезд придется платить больше, следует принимать как данность. Утешением для нас, рядовых обывателей, в этой ситуации служит понимание того, что вместе с тарифами должны повышаться безопасность и качество перевозок. Согласитесь, в условиях современной рыночной экономики это вполне равноценный и достойный обмен.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №24 (377)
Автор статьи:  Ирина ПАВЛОВА
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: