Яндекс.Метрика

Действенный инструмент социальной политики региона

Действенный инструмент социальной политики региона

Наш  собеседник – вице-губернатор – первый заместитель председателя правительства области Александр Бабичев – является председателем межведомственной комиссии по профилактике правонарушений на территории Саратовской области. На прошлой неделе было проведено очередное заседание комиссии в городе Калининске.

– Александр Георгиевич, какие вопросы были рассмотрены на прошедшем заседании межведомственной комиссии?

– Оно было посвящено четырем актуальным вопросам: применению систем технических средств в целях охраны общественного порядка и привлечения к охране правопорядка граждан и общественных организаций; функционированию участковых пунктов милиции; реализации федерального и областного законодательства в сфере защиты нравственности детей, а также взаимодействию органов социальной защиты населения с органами и учреждениями системы исполнения наказаний в организации и осуществлении индивидуальной работы с лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы.

– Сегодня многие чиновники различных уровней говорят о недостатке денежных средств в бюджетах, необходимых для реализации тех или иных проектов. Насколько своевременно в настоящее время ставить вопрос о внедрении технических средств для охраны общественного порядка, ведь такие мероприятия увеличивают расходные обязательства бюджетов различных уровней?

– Полагаю, что вопрос о применении систем технических средств в целях охраны общественного порядка поставлен своевременно и его необходимо решать, ведь речь идет о безопасности наших граждан на улицах больших и малых городов.

На протяжении нескольких лет Главным управлением внутренних дел по Саратовской области совместно с органами местного самоуправления с привлечением денежных средств областного бюджета проводится работа по внедрению аппаратно-программного комплекса «Без­опасность». За это время в области объекты с массовым пребыванием граждан оборудованы 2624 камерами видеонаблюдения.

В 431 торговом павильоне установлены световые табло (стикеры) «Здесь можно вызвать милицию», 216 проблесковых маячков синего цвета.

Активно задействованы 20 передвижных пунктов милиции, оснащенных программно-электронными вычислительными машинами; 6 систем видеораспознавания «СОВА».

Подразделениями государственной инспекции по без­опасности дорожного движения используется 11 комплексов автоматического определения государственных регистрационных знаков автотранспортных средств «ПОТОК».

Внедрены в эксплуатацию 44 системы передачи тревожных извещений «Приток-GSM», позволяющих обеспечить экстренный вызов нарядов милиции путем подачи сигнала с сотового телефона собственника.

Продолжена работа по привлечению частных охранных предприятий и служб безопасности в мероприятиях по охране общественного порядка на территории, прилегающей к объекту, охрану которого они осуществляют. Всего частными охранными структурами в целях охраны имущества и обеспечения правопорядка на 298 охраняемых объектах используется свыше 2500 видеокамер. Сам факт установки камер наблюдения вносит определенный вклад в профилактику правонарушений, а грамотное использование и своевременное реагирование помогает органам внутренних дел в раскрытии преступлений «по горячим следам». Согласитесь, если потенциальный правонарушитель будет знать, что улица, площадь, торговый павильон оборудованы видеокамерами, то вероятней всего он откажется от своих преступных намерений. Но даже если преступление совершено, то установить личность преступника, обстоятельства преступления будет намного легче, а преступнику будет сложно избежать ответственности за содеянное. С помощью технических средств в 2009 году из 92 полученных информаций о совершении общественно опасных деяний раскрыто 76 преступлений, в том числе 50 с использованием систем видеонаблюдения. С помощью систем видеонаблюдения выявлено 8379 административных правонарушений.

– Скажите, чем вызвана необходимость рассмотрения вопроса функционирования участковых пунктов милиции?

– Роль участкового уполномоченного милиции сложно переоценить, нагрузка на эту службу колоссальная. Кто, если не участковый, ближе всех к нашим гражданам. Хороший участковый, располагая информацией о несовершеннолетних правонарушителях на подведомственном участке, может более эффективно проводить профилактическую работу, удерживая ребят от совершения преступлений. Участковый уполномоченный милиции играет одну из главных ролей при раскрытии преступления, особенно на первых стадиях расследования, поскольку располагает наиболее полной информацией о лицах, склонных к совершению преступлений, их связях.

Поэтому именно этой службе органов внутренних дел государство уделяет особое внимание. Так, одним из поручений президента Российской Федерации, данных на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 июня 2007 года, является создание достойных условий для приема граждан на административных участках и обеспечение шаговой доступности жителей к участковым пунктам милиции. На территории Саратовской области решаются вопросы по укреплению участковых пунктов милиции материально-технической базой, оснащению средствами связи, оргтехникой, служебной документацией.

В городах Саратове, Балаково, Вольске, Ивантеевском, Татищевском и Саратовском муниципальных районах оборудованы автоматизированные рабочие места участковых уполномоченных милиции на базе участковых пунктов милиции с обеспечением необходимой оргтехникой.

В 2009 году отремонтировано 102 участковых пункта милиции, выделено 14 новых помещений под участковые пункты милиции, из них 5 в Калининском, 4 в Татищевском, по 1 в Ивантеевском, Краснокутском, Озинском, Ртищевском и Питерском муниципальных районах.

С помощью администраций муниципальных районов и городских округов области отремонтировано 41 помещение, капитальный ремонт проведен в 36 из 105 помещений, косметический – в 66 из 183 помещений. За счет средств областного бюджета были приобретены новые автомобили для службы участковых уполномоченных.

Несмотря на то, что работа по созданию необходимых условий работы участковым уполномоченным милиции ведется, проблемы остаются. К сожалению, на сегодняшний день не всеми главами администраций муниципальных районов приняты все меры по обеспечению работы столь важной службы органов милиции. Участковые пункты милиции в Энгельсском, Ртищевском, Романовском, Воскресенском, Александровогайском и некоторых других муниципальных районах находятся в неудовлетворительном состоянии, а оснащение мебелью, оргтехникой, наглядной агитацией не соответствует предъявляемым требованиям. На заседании комиссии принято решение рекомендовать главам администраций устранить отмеченные недостатки.

– Александр Георгиевич, что делается в Саратовской области в сфере защиты нравственности детей?

– Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав и законных интересов - основные задачи профилактической системы в Саратовской области.

В области приняты законы, целевые программы, регулирующие деятельность органов и учреждений, причастных к профилактике.

В 2009 году по инициативе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве области во всех муниципальных районах были проведены целевые мероприятия по исполнению Закона Саратовской области от 17 декабря 2008 года №341-ЗСО «О мерах по защите нравственности детей в Саратовской области». Всего по области было проведено 303 рейда по учреждениям с целью проверки пребывания в них несовершеннолетних в ночное время без сопровождения родителей. Проверялись ночные клубы, залы игровых автоматов, рестораны, бары, кафе.

За 2009 год в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях муниципальных районов и городских округов области поступило 13758 административных протоколов в отношении взрослых лиц, ответственных за воспитание детей. К административной ответственности привлечено 10666 взрослых лиц на основании ст.5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних).

Серьезными проблемами, представляющими особую опасность для нравственного воспитания молодежи, остаются распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, появление в общественных местах в состоянии опьянения и связанные с этим проявления мелкого хулиганства. Увы, именно по этим причинам, о которых я уже упомянул, - алкоголь и как следствие – мелкое хулиганство, и составляется наибольшее количество протоколов об административных правонарушениях в молодежной среде. Употребление спиртных напитков превратилось у определенной части юношей и девушек в распространенную форму проведения свободного времени. Нередко алкоголь становится непременным атрибутом молодежного досуга: дискотек, прогулок, походов, молодежных встреч. И ответственность за это несут родители. За распитие пива, спиртных напитков, появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, в соответствии со ст.20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях комиссиями области привлечено к ответственности 1412 родителей (лиц их заменяющих).

Ведется большая работа по пресечению фактов реализации несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции. За продажу алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним привлечено 378 правонарушителей.

Сегодня следует оперативно решать вопросы занятости детей, оградить их от улиц, от тех, кто вовлекает несовершеннолетних в преступления и антиобщественные действия. Грамотно организованный детский досуг – одна из действенных профилактических мер. На профилактическом учете в милиции состоит более 4 тысяч несовершеннолетних. Свободное время они должны проводить в физкультурно-спортивных клубах, досуговых учреждениях, кружках и секциях по месту жительства под опекой опытных наставников из числа педагогов, психологов, сотрудников милиции, тех, кому сегодня можно доверить воспитание подрастающего поколения. В настоящее время всего лишь 7% подучетных несовершеннолетних вовлечены в организованные формы досуга, основная масса – в спортивные секции при школах.

Превратить государственную систему профилактики правонарушений в реальный инструмент воздействия на преступность и антиобщественную деятельность можно только при условии объединения усилий всех институтов государства и гражданского общества и, безусловно, обеспечения финансового сопровождения.

– Не секрет, что немалая часть освободившихся из мест лишения свободы вновь встают на путь совершения преступлений. Что можно предпринять и что предпринимается в Саратовской области для того, чтобы уменьшить количество лиц, повторно преступивших закон?

– Одна из основных проблем – социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

В Саратовской области социальную поддержку лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и лицам без определенного места жительства оказывают 8 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; 16 центров социальной помощи семье и детям «Семья»; 44 отделения помощи семье и детям центров социального обслуживания населения; 5 центров социально-трудовой реабилитации. В целях жизнеустройства лицам с явными признаками инвалидности социальную поддержку оказывают в ГУ «Центр социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства» г. Саратова и ГУ «Новоузенский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов».

В Саратовской области действует сеть центров социально-трудовой реабилитации и социальной адаптации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства.

За 2009 год услугами таких центров воспользовались 807 человек, освободившихся из мест лишения свободы, им оказана реальная помощь в пределах компетенции центров. Именно здесь лица, освободившиеся из мест лишения свободы, и лица без определенного места жительства имеют возможность получить временное пристанище, услуги по восстановлению документов, по трудоустройству, организации питания и медицинского обслуживания, здесь оказывается помощь по оформлению пожилых граждан и инвалидов в дома-интернаты. Так, в 2009 году центрами социально-трудовой реабилитации оказано содействие в трудоустройстве 229 гражданам, вернувшимся из мест лишения свободы.

Для определения инвалидов и престарелых граждан после их освобождения из мест лишения свободы в стационарные учреждения социального обслуживания населения с 1995 года в области функционирует ГУ «Новоузенский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» на 105 койко-мест для мужчин старше 60 лет, инвалидов I и II группы.

В 2009 году в ГУ «Новоузенский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» проживало 65 человек из числа лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.

31 мая 2010 года на заседании правительства области утверждена областная целевая программа «Социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы» на 2010-2012 годы. Реализация программных мероприятий позволит повысить уровень трудовой занятости несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы, увеличить количество трудоустроенных граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, улучшить диспансерное и флюорографическое обследование вышеназванной категории граждан.

Эта программа очень важна и своевременна: она призвана стать одним из реальных, действенных инструментов социальной политики региона.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №20 (373)
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: