Яндекс.Метрика

Холст, масло,деньги...

Холст, масло,деньги...

Человек решил купить картину. Допустим, он не так давно приобрел новую квартиру, сделал ремонт, и наконец-то настал момент, когда можно подумать об украшении жилища, к примеру, каким-нибудь живописным полотном. Пока он не знает точно, чему отдать предпочтение: пейзажу, натюрморту, копии известного шедевра или собственному портрету? Главное, чтобы картина была красивой и как можно дольше радовала глаз. Куда пойти в Саратове за такой покупкой?

УРОВЕНЬ АСФАЛЬТА

Первым делом на ум приходит бойкое место возле «Детского мира», где картинами торгуют уличные художники – наш саратовский Арбат.

Хотя на самом деле сходство это довольно приблизительное, если учесть, что на настоящем Арбате чуть ли не на каждом квадратном метре сидит уличный художник, молча или вслух взывающий: «Подходи, не скупись, покупай живопись». И почти каждый из них готов сделать моментальный портрет с натуры на любой вкус, включая шаржи и зарисовки в исторических костюмах.

«Картины от Ирины», выставленные возле саратовского «Детского мира», издалека поражают неискушенных прохожих своей неестественной яркостью, гладкостью письма и тем, что на них все, «как на фотографиях», – и деревья, и цветочки, и морские волны.

Существует здесь и такая услуга, как «портреты на заказ». Небольшой портрет маслом стоит полторы тысячи рублей, но художник нарисует его только... с фотографии, сидя у себя дома.

«Рисовать с натуры – слишком долго, дорого и мучительно, – объяснила мне со знанием дела продавец «картин от Ирины». – Делать вам, что ли, нечего, как сидеть и позировать? Несите фотографию, и получите портрет один в один...».

Увидев мое замешательство, другой продавец с важностью добавил: «А вдруг вы придете к художнику, а у него вдохновения нет, чтобы сейчас рисовать? А так он утром спокойно встанет, чайку попьет, возьмет фотокарточку...».

КАК ГОВОРИТСЯ, РЕПИН ОТДЫХАЕТ...

Сам того не ведая, этот добрый малый в нескольких словах описал «секреты мастерства» многих уличных художников, которые пишут свои творения на продажу по фотографиям и репродукциям и потом дешево их продают.

Мало чем отличаются по уровню и выставленные неподалеку «картины от Карины», где на продажу предлагают свои творения 43 художника. Впрочем, фамилии этих авторов вам придется самим выведывать у продавца: уличная продажа делает ставку не на имена, а на яркие, «зазывные» картинки.

Но так как «художественный отсек» «от Карины» находится не на самом проспекте, а как бы в подворотне, у торговцев меньше шансов залучить к себе прохожих, которые бегут по улице с карманом денег и все покупают «на раз».

Что и говорить, несмотря на сложности художественного процесса, подавляющее большинство российского населения остаются приверженцами реализма и любят его всей душой даже в самых уродливых формах.

В Европе для такой живописи существует четкое определение – «уровень асфальта», и считается, что картины на улице покупают люди, озабоченные лишь тем, чтобы «купить дешево».

«Народ и водку пьет фальшивую, и спиртосодержащий препарат «Троя», и такие картины – разве кому запретишь?» – философски заметил на это один саратовский художник.

КАРТИНА, КОРЗИНА, КАРТОНКА...

Если придерживаться такой терминологии, то существуют картины и «уровня прилавка», которые все чаще можно увидеть выставленными на продажу в самых обыкновенных саратовских магазинах, прежде всего, в отделах антиквариата.

Но все-таки в соседстве со старинной посудой, открытками, монетами даже хорошие произведения современных художников смотрятся как-то нелепо, и на фоне антикварных вещей их художественные достоинства оценить бывает очень нелегко.

Еще более затруднительно сделать правильный выбор, приобретая картину в какой-нибудь «комиссионке» или в отделе канцтоваров. По сравнению с открытками «с приколами», которые стали выпускаться уже и плакатных размеров, а также красочными дешевыми постерами, любая маленькая картина, написанная маслом, поневоле будет казаться слишком дорогой и невзрачной.

Все-таки настоящая живопись – это не только товар, но и что-то еще...

Не случайно во всем мире для этих целей существуют художественные галереи, куда люди приходят исключительно «за искусством» и имеют все шансы его найти.

МИНИ-МУЗЕЙ, ГДЕ ВСЕ ПРОДАЕТСЯ

На сегодняшний день в Саратове работают три художественных галереи – «Феникс», «Эстетика» и выставочный зал Саратовского отделения Союза художников.

Можно, конечно, удивляться: почему так мало? В Москве, например, частных галерей и арт-студий – сотни, и в каждой из них кипит самобытная художественная жизнь.

Наверное, многое зависит от нашего особого «купеческого менталитета». Давно замечено, что многие лихие саратовцы готовы с легкостью тратить огромные деньги на казино или рестораны, но посчитают за настоящее безумство выложить кругленькую сумму за произведение искусства – жалко... Впрочем, в последнее время среди состоятельной публики все больше встречается людей, собирающих приличные коллекции живописи.

«Мы на много лет отстали от общекультурного мирового процесса, – считает директор галереи «Феникс-94» Геннадий Дырнаев. – Но, как известно, русские долго запрягают, но быстро ездят, и сейчас мы наверстываем упущенное, открывая галереи в провинции. Ведь в галереях продаются не просто «какие-то картины», а именно авторские работы. Таких художников, как Чудин, Ванин, Лаврентьев, Кондрашов, Карнаухов, и многих других саратовских живописцев хорошо знают и в России, и за границей. В каком-то смысле Саратову с художниками очень повезло. В свое время я много ездил по российским городам, таким как Пенза, Астрахань, Волгоград, и убедился, что нигде нет такого мощного созвездия непохожих друг на друга мастеров. Художники – это наше достояние».

Нередко покупателями в его художественных галереях является интеллигенция, причем, зачастую – именно бедная. Например, учителя, которые решили в складчину купить коллеге картину к юбилею, врачи...

Разумеется, они осознают, что цены на авторские работы в галереях – раза в три выше, чем на улице, но предпочитают картины высокого художественного уровня.

В какой-то степени саратовские арт-галереи работают как маленькие музеи, устраивая в своих стенах тематические и персональные выставки, конкурсы и даже проводя мастер-классы. Хотя можно только догадываться, чего им стоит удерживаться на плаву.

В галерею «Эстетика», например, даже вход теперь платный, и билет стоит дороже, чем... в Радищевский музей (в музей на экспозицию «Шедевры русской живописи» вход для взрослых – 20 рублей, в галерею «Эстетика» – 48 рублей). К тому же, эта галерея уже несколько лет работает как крупное рекламное агентство, и теперь трудно сказать, какой вид деятельности для нее является главным, а какой – второстепенным.

КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ

«На мой взгляд, лучше всего покупать картины прямо на выставках, – считает председатель Саратовского отделения Союза художников России Павел Маскаев. – Во-первых, потому что каждый художник стремится показать на них свои лучшие работы. Во-вторых, все картины, попадающие на выставку, проходят конкурсный отбор. А работы, которые принимают участие, к примеру, в региональной выставке «Большая Волга» или во всероссийских выставках, проходят два тура отбора, который делается профессионалами. Для людей, не слишком хорошо разбирающихся в живописи, это является гарантией качества».

В среднем зале помещения Саратовского отделения СХ постоянно действуют выставки-продажи, где потенциальным покупателям всегда рады. Около ста тридцати членов Союза художников в разной последовательности выставляют здесь свои работы, и из них наверняка есть кто-то, кто работает в близкой тебе творческой манере.

Через Союз тоже можно заказать портрет маслом, но быть готовым к тому, что цены на работу «не по фотографии» начинаются от шести тысяч.

Кстати, есть и еще один, может быть, самый верный путь купить хорошую картину, о котором в наше время почему-то многие забыли: посетить мастерскую художника. В прошлые времена многие коллекционеры как раз с этого и начинали......

Ведь тогда можно не просто увидеть, что рисует художник, но и понять, зачем он это делает, узнать его взгляды на искусство.

Но это в том случае, если вы собрались купить художественное произведение, а не просто «цветовое пятно» для украшения интерьера.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №37 (149)
Автор статьи:  Ольга КЛЮКИНА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: