Яндекс.Метрика

Мобилизация

Мобилизация

Студенты, наверное, – самая общительная часть человечества. Причем особенно часто желание пообщаться настигает нас не дома, а, например, во время скучной лекции по сопромату. Специально для таких случаев придуманы сотовые телефоны.

Здравомыслящие люди давно уже поняли, что мобильный телефон – вещь, в сущности, совершенно бесполезная. Тот, кому это действительно нужно, найдет тебя и так, и совершенно незачем везде таскать с собой электронного монстра, с помощью которого тебя могут достать даже в туалете. К тому же он каждый месяц требует все новых денег и, говорят, вреден для здоровья. Беда в том, что количество таких здравомыслящих людей в последнее время тает на глазах. Из тридцати студентов, опрошенных нами в ходе блиц-опроса, только четверо не обзавелись мобильным телефоном.

Принято считать, что в молодежной среде сотовая трубка служит, как выражаются ученые, социальным идентификатором. То есть – чем дороже твой телефон, тем выше ты находишься в глазах окружающих. По большей части это обыкновенный миф. Пока сотовый телефон был в новинку, он еще мог принести обладателю какие-то очки в рейтинге популярности, особенно среди небогатых в своей массе российских студентов. Сейчас цена на трубки падает, и большинство студентов выбирают недорогие модели телефонов стоимостью от 2 до 4 тысяч рублей. Однако нетрудно подсчитать, что деньги для этого средний студент, получающий стипендию в 450 рублей, должен откладывать минимум полгода.

От этой безрадостной перспективы можно спастись двумя способами: заработать деньги самому или попросить у родителей. Статистика показывает, что наибольшей популярностью пользуется второй путь. Обычно достаточно небольшого намека, стратегически правильно сделанного как раз перед днем рождения. Почему родители готовы раскошелиться? Родителям иногородних студентов дешевле и удобнее общаться с сыном (или дочерью), живущим в саратовской общаге, по сотовому, особенно с помощью SMS. Что касается саратовских родителей, то им часто хочется знать, где пропадает их чадо в 12 часов ночи и когда собирается возвращаться. Разумеется, такой тотальный контроль вызывает у любого нормального студента раздражение. Направленное не против телефона, а против родителей.

Счета за разговоры студенты оплачивают, как правило, сами, что очень располагает к экономии. У многих это выражается в частой смене операторов. Появляющиеся на рынке мобильной связи новые компании в борьбе за клиентов предлагают низкие цены и экономные тарифы. Первыми на заманчивые предложения откликаются именно студенты. Эхо глобальных перемен слышится в студенческих столовых: «А я на новый тариф подключилась, прикинь, все входящие бесплатно!» – «А у меня SMS-ки зато дешевые! И абонентской платы нет!» – «А у меня...». Никто не разбирается в подобных вещах лучше студентов. Возможно, именно поэтому большинству из них удается тратить на сотовую связь не более 300 рублей в месяц. Обычной стипендии на это вполне хватает. И даже остается на пирожки.

Волна повального увлечения сотовыми телефонами начинает спадать. Это можно заметить не только по неуклонно снижающимся ценам. Почти все опрошенные студенты заявили, что видят в своем телефоне только средство общения, и ничего более. Судя по всему, зачастую это форма обычного самообмана. Достаточно большое количество студентов (но уже меньше половины) мечтают о более «навороченном» телефоне. Причем обладателей дешевых телефонов среди них примерно столько же, сколько и владельцев дорогих. Понять их логику непросто: общаться можно и по самому примитивному сотовому аппарату. Правда, в последнее время в него запихнули еще массу других вещей, например, фотоаппарат. Но качество таких снимков пока не выдерживает критики, и все это смахивает больше на игрушку, чем на серьезную технику. То же самое можно сказать о мобильном интернете – ну зачем подключаться к всемирной паутине с помощью мобильника, возможности которого все равно очень ограничены, если бесплатно поработать в интернете можно сегодня в любом саратовском вузе?

Хотим мы этого или нет, но для самой общительной части общества мобильный телефон во многом еще остается дорогой и красивой игрушкой. Не в последнюю очередь это объясняется агрессивной рекламой, представляющей его как непременный атрибут успеха в жизни и в отношениях с окружающими. А именно об этом современные студенты мечтают больше всего. Надо только помнить о том, что кроме звонков по телефону и SMS существует еще и живое общение.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 8 (120), 4-10 марта 2005 г.


Автор статьи:  Олег СОКОЛЕНКО
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: