Яндекс.Метрика

СМИ районного значения

СМИ районного значения

Районная газета была гордостью и достижением советской журналистики. В каждом районе выпускалась собственная полноценная газета, куда по распределению посылались вполне трудоспособные журналисты, и которая освещала весь комплекс проблем района. С началом 90-х о районках поспешили забыть, как об одном из символов советской эпохи. Только ленивый не предсказывал скорую погибель районок и их полное и безоговорочное исчезновение.

Но как ни странно, районки живут, причем не так уж и плохо. Сейчас в области насчитывается 38 районных газет. Местная газета есть почти в каждом районе области. Тиражи местных газет, как ни поразительно, если и не превосходят тиражи областных газет, то по крайней мере соответствуют им.

Судьба районок была сложной и запутанной. В советское время газета представляла некую силу, порой спорящую с районным руководством, обладала авторитетом и действительно исполняла функции «четвертой власти».

В новейшей российской действительности в районах не нашлось ни места, ни денег для еще одной власти, поэтому пришлось пойти на компромисс с первой властью, а де-факто слиться с ней «в едином порыве». Впрочем, такая судьба постигает все альтернативные источники власти на районном уровне – либо короткое противостояние и быстрое уничтожение, либо короткое противостояние и долгое сотрудничество под бдительным оком районного главы.

В современных условиях районка окончательно превратилась в официально независимый, но на практике полностью подотчетный районной власти орган контроля на мелко-бытовом уровне. Постепенно все смирились с существующим порядком вещей, когда районные газеты, как говорит один из редакторов, «занимаются незарытыми ямами». «Нас приравняли к работникам сферы услуг», – говорит другой. Районки даже стали каким-то предметом гордости для местных «царьков» – они вкладывали туда деньги на зависть соседу.

На политические темы районки не покушаются. Был, впрочем, один-единственный случай, когда редактор марксовской «Воложки» воспротивился воле местного руководства и затеял собственную политическую оппозицию. Его судьба стала хорошим примером для других редакторов районных газет. Даже имея за спиной сильную поддержку областных журналистов, ему не удалось перебороть районное начальство, и его все-таки «ушли».

Впрочем, нужно отдать должное районным газетам – с журналистской стороны они стараются сделать все от них зависящее. Разнообразить тематику, освежать дизайн, следить за литературностью стиля. В районках уделяют много внимания историческим исследованиям собственного района, краеведческим статьям. Также в последнее время все больше и больше места в газете занимает востребованная сельским населением религиозная тематика, обычно чуть ли не напрямую поставляемая местными священниками. И, конечно, больше всего занимает социальная тематика, особенно бытовые вопросы: от советов начинающей хозяйке до очень актуальной для села борьбы с пьянством. Естественной для районок остается и сельскохозяйственная тематика. К тому же районная газета более областных ответственна перед читателем, потому что «все друг друга знают», и если информация будет неверна, то журналистам придется отвечать уже лично. И, конечно, в районках гораздо меньше «чернухи». И все это при традиционной проблеме нехватки квалифицированных и молодых журналистов.

Районка стала неким средством консолидации местного населения. Причем эта консолидация не исторического свойства, т.е. не по отличию от другого района, а просто объединение жителей района в какую-то общность, «мир», в какой-то мере противопоставленный городскому укладу. Недаром работа с читателем считается одной из самых выигрышных позиций районок.

Довольно большая часть успеха по сохранению районок объясняется финансовым субсидированием со стороны властей. До нынешнего года местные газеты получали помощь аж с трех уровней: федерального, областного и, конечно, местного. В Москве решили, что это уж слишком и что демократия в России достаточно окрепла, и нет уже никакого смысла подкармливать федеральными субсидиями районную «четвертую власть». Практика прямого субсидирования из бюджета теперь отменяется и заменяется «более цивилизованной» практикой подписания договоров между редакцией и органами власти. Нужно, правда, отметить, что нововведения коснутся только тех газет, учредителями которых являются органы власти. Впрочем, это практически все районные газеты.

Если по-хорошему, то федеральная власть постаралась вывести местные газеты из-под ну совсем уж прозрачного контроля районных глав, если же по-плохому, то федеральная власть просто исключила еще одну расходную строчку из бюджета страны и перекинула финансовое ярмо на местный уровень. Раз районками «пользуются» в основном местные администрации, пускай они и платят.

Расхлебывать всю эту кашу досталось, в основном, областному министерству информации и печати. Ноша эта оказалась для министерства тяжеловата. Министерство, раньше занимавшееся традиционным для саратовских чиновников промыслом выбивания денег в федеральном ведомстве, оказалось лицом к лицу с задачей более серьезной – срочной выработки новой нормативной базы. Дело осложняется еще и тем, что деньги-то в саратовский областной бюджет на 2005 год уже были предусмотрительно заложены (когда федеральные законы о господдержке еще не были отменены), а распределять их по старым законам теперь нельзя.

Минпечати с ноября разработало уже немало проектов, но почему-то все они оказались отвергнуты в многочисленных инстанциях, долженствующих одобрить новый закон. Трудно даже сказать, какие именно параметры сейчас закладываются в новых проектах, потому что в министерстве отказываются давать информацию по их существу, поскольку и новые проекты может постигнуть та же печальная судьба, что и предыдущие. Таким образом, разработка нового законодательства, похоже, откладывается на неопределенный срок. Между тем новый год, хоть и спустя 10 дней праздников, но все-таки начался, и редакции на местах начали издавать газеты на свой собственный страх и риск. Впрочем, им к этому не привыкать.

С юридической стороны положение районок представляет пример служения двум господам. Учредителями являются, с одной стороны, местная районная администрация, с другой – областное минпечати. Первая требует печатать официальную информацию, что вообще-то не очень привлекает читателя, тем более что редактора жалуются, что заложенный на это лимит порой превышается. С другой стороны, областное минпечати, озабоченное экономической рентабельностью местных газет, требует сокращения расходов и в идеале вообще выхода на самоокупаемость. Гордость министерства: 2 самоокупаемых газеты – в Балашове и Пугачеве. В наступившем году планируется довести число самоокупаемых газет до 7 (т.е. к 2 уже имеющимся прибавится еще 5), что будет дальше – никто не знает.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 1 (113), 14-20 января 2005 г.


Автор статьи:  Илья САФРОНОВ
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: