Яндекс.Метрика

Уймем чесание рук

Уймем чесание рук

С наступлением всеобщей грамотности фольклор вышел за рамки устного народного творчества. Произнесенное слово молодого остроумца может быстро увянуть и исчезнуть, а начертанное делает автора бессмертным. В собственных глазах.

А так как наглядным письменным мыслеизлиянием балуется в основном молодежь, то и подручными материалами чаще всего становятся школьные или университетские парты. Но одно дело – дальняя парта в классе, где публика хоть и многочисленна, но остается однообразной, и совсем другое – улица, где об авторе могут узнать, грубо говоря, все.

Качество аудитории существенно влияет на содержание надписей. Студенческий фольклор все-таки специфичен, для него обычны такие вот, например, опусы: «Оно, конечно, ежели никак ничто иное, однако, тем не менее, дескать, все-таки, но все же». Для уличных же надписей характерна прямолинейность и общедоступность содержания.

Традиционными местами для граффити (имеется в виду не направление в изобразительном искусстве, а любые надписи, нацарапанные или нанесенные на стены зданий и т.д.) являются заборы, ограждения строек, скамейки в парках и скверах, будки остановок, тамбуры в поездах, лестничные площадки в подъездах, места тусовок молодежи.

Причины граффитистской активности тинейджеров следует искать не в недостатках воспитания и заброшенности молодого поколения, а в особенностях подростковой психологии. Прежде всего, это желание быть независимым и самостоятельным, которое заставляет человека расширять область обитания. При помощи надписей подросток осваивает, «метит» территорию, и пространство, охваченное граффити, становится ему понятным и близким, «своим». Вторая причина – самовыражение. Способов столько, сколько существует людей. От признаний в любви до приписки неприличных слов к уже существующим надписям. И последняя причина – желание общаться. Любая надпись в общественном месте – это призыв к диалогу.

Все саратовские граффити можно разделить на три группы – эмоциональные, идейные и нечто среднее. Первая группа – классика жанра, сюда относятся все, появляющееся спонтанно, под влиянием момента. Обычно это надписи личного содержания.

В эмоциональную группу входят поздравления – «С днем рождения, Лисенок! Ежик», признания – «Алек, я тебя люблю», «Матвей+Яна= любовь», откровения – «Он баран» со стрелкой вниз, «Анжела ха-ха хи-хи», «Кудияр – зоркий глаз» и вопль «Здесь жить п п п», ругательства и имена – на саратовских центральных улицах встречаются Ксения, Матвей, Андрей, Катя, Вася (а как же) и т.д. Сюда же можно зачислить «Тараса Бульбу» и «Ведро!» на стене театрального факультета. Надписи подобного рода встречаются чаще всего на стенах домов, а на памятниках, скамеечках, парапете набережной и других местах массового отдыха остаются «памятки». Например, «Вова ’04», «Здесь был Валек» или многозначительное «Водка».

Юмор подростки оттачивают в основном на автомобилях, хотя можно встретить и настенные примеры – бородатое «Посмотри наверх».

Ко второй группе относятся надписи, оставляемые в общественных местах намеренно с целью пропаганды идей определенной группировки. Это политические призывы и лозунги. Причем, расписывание стен является, скорее всего, партийным заданием, потому что маршрут движения «стеномарателей» прослеживается довольно легко по следам их остановок. «Выборы – обман. ВКПБ», «За Родину, за Глазьева!». Идейные граффити создаются и разнообразными молодежными социальными течениями, имеющими собственную символику и слоганы – панками, хиппи, фашистами, скинхедами и т.д. Например – «Мормоны, убирайтесь вон!», «Россия для русских» и в ответ – «Бей скинов, мочи расистов, чтоб в России было чисто». В Саратове нашелся пример и графических политических споров. В районе стадиона «Локомотив» есть надпись «Остановим Аяцкова». Оппонент зачеркнул слово «остановим» и сверху написал «отстоим».

К третьей группе относятся граффити, оставляемые музыкальными и спортивными фанатами. Это та же пропаганда, но, в отличие от развернутых надписей второй группы, тут все ограничивается лишь названием коллектива. Ну, в крайнем случае, добавляется «(the) best» или «forever», непременно на английском. Наиболее часто из музыкальных надписей встречается «RAP», «Ария», «Prodigy», «Linkin park». Также стоит отметить героизм не таких многочисленных приверженцев других исполнителей – «Ленинград forever», «Звери forever», «Queen», «Biork – the best», «The Beatles», и персонально «Ринго Старр». Спортивных болельщиков вдохновение настигает в непосредственной близости от стадионов. Благодаря усилиям фанатов в настенной истории города остались «SPARTAK», «Barcelona», «Зенит» и «Сокол». Последний подвигает и на создание стихов: «Чтобы «Сокол» обыграть, надо в поле раком встать».

Некоторые надписи не вписываются в рамки ни одной из трех групп. Это реплики к конкретному читателю. Вместо того чтобы писать записку, люди оставляют сообщения прямо на воротах дворов и гаражей – «Я в подвале» или «Ключи у бабы Маши».

Количество надписей значительно увеличилось за последние годы. В застойное и перестроечное время, когда это все только начиналось, твердые моральные барьеры сдерживали многих «хороших» мальчиков и девочек от порчи социалистического имущества. Тогда это трактовалось как антиобщественное поведение и активно осуждалось. Сейчас же отношение общества к писанине в публичных местах стало практически нейтральным. Поэтому любой забор воспринимается как потенциальное произведение искусства подавляющим большинством тинейджеров.

Но количество граффити отчасти компенсируется их качеством. Для 80-х годов граффити играли роль выразителя контркультуры и, прежде всего, содержали отсылки к западным рок-кумирам. Из-за малой осведомленности населения эти надписи имели особое значение для той малой части посвященных, которым они были ясны. Это было «глотком свободы», протестом против существующей идеологии. Причем, этот протест являлся средством общения с единомышленниками, но ни в коем случае не средством популяризации. Сегодняшние подростки либо занимаются пропагандой каких-то идей, либо соревнуются в многочисленности своей группировки. Неизменным остается одно – что бы ни было написано на стене в публичном месте, это, в конечном счете, лишь способ заявить о себе.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 36 (98), 17-23 сентября 2004 г. 


Автор статьи:  Ася САФИУЛЛИНА
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: