Яндекс.Метрика

Страсти по Маргарите

Страсти по Маргарите

В литературе с незапамятных времен известны королева Марго и ее тезка «из Гете»

Булгаковская героиня присоединилась к этой славной парочке гораздо позднее. А теперь и в музыкальной истории Маргариты произошли подвижки. Наш театр оперы и балета ставит совсем новую версию «Фауста», не на музыку Гуно.

Премьера состоится в ближайшее время и на афишах названа «мировой».

– В каких случаях театр имеет право присваивать спектаклю подобный «титул»? – спросили мы на пресс-конференции художественного руководителя оперы Юрия Кочнева.

– Если им действительно осуществляется первая постановка. Композитор Владимир Кобекин написал несколько музыкальных хитов, которые могли бы составить основу оперы. Я посоветовал ему развить эту тему. По своему музыкальному языку «Маргарита» Кобекина находится в рамках современного искусства. Вся основная «музыкальная струя» традиционна, но композитор сумел найти такую интонацию, которая близка и слушателям рок-концерта. Думаю, зрители схватят ее мгновенно.

Нас познакомили с постановщиками оперы на саратовской сцене. Режиссер из ГИТИСа Дмитрий Исачев и представитель знаменитой династии театральных художников Александр Арефьев – лауреаты фестиваля-конкурса «Kunst-Искусство-Performance».

Тема вольного города Гамбурга в пьесе трактуется через образ Бургомистра – сытого и похотливого буржуа. Маргарита теперь еще более несчастна, превращаясь буквально в «живой товар». Художник вместо красивого парусника, традиционно увозившего доктора Фауста в путешествие по временам и странам, предлагает вниманию публики остов выброшенного на берег судна.

– Почему все-таки театр с такой устойчивой репутацией продолжает проводить сверхсмелые эксперименты с классикой? – спросили Кочнева на встрече с журналистами представители «правого фланга» оперного искусства. Не всем, видимо, понравился сокращенный вариант с «Онегина» с развеселой парой дворовых в копне на переднем плане.

– Есть понятие диалектики в театре. Если все ставить на потребу публике, мы снизимся до уровня потребителей. Но если уйти в башню из слоновой кости, мы совсем оторвемся от публики. Нужно ее вести, в то же время не отрываясь от нее. Вот Чайковский нашел в свое время интонацию, близкую к современной.

Разговор переходит на недалекий уже Собиновский музыкальный фестиваль. Афиша его утверждена, до конца месяца будет решен вопрос с исполнителями. К 20-летию этого крупного музыкального события в жизни не только нашего города главный вдохновитель фестиваля Кочнев припас много интересного.

В полном составе к нам приедут Камерный музыкальный театр под управлением Покровского и прославленный балет Эйфмана из Петербурга. Концерт будет содержать масштабное произведение Бетховена: батальную картину про победу Веллингтона и знаменитую ораторию «Христос на Масличной горе». Также оркестр исполнит программу «Симфонические шедевры XX века». Кроме того, на сцене театра выступит Вячеслав Бутусов с группой «Ю-Питер».

Но главная интрига фестиваля – конечно же, конкурс конкурсов вокалистов в два тура. Напомним, что участие в нем принимают только молодые неместные исполнители, уже ставшие призерами российских и международных соревнований.

В конце встречи директор оперы Илья Кияненко немного рассказал о своей поездке во Францию. В Париже собрали директоров 660 музыкальных театров Европы. Они не только хорошо пообщались между собой, но и увидели любопытные оперные новинки местных коллег.

– Экспериментировать можно и в рамках классической оперы. Только вот как? – заметил директор и рассказал нам о французской постановке моцартовского «Дон-Жуана», где небезызвестный герой испытывает патологическую страсть вообще ко всему, что движется. Надеемся, новый вариант старой истории про Фауста и Мефистофеля на нашей сцене не будет страдать излишним натурализмом.

ОПРОС «НВ»

– Какую роль играет современное искусство в жизни?

Николай КОЛЕСНИКОВ, начальник областной службы спасения:

– К сожалению, сейчас, например, в кинофильмах и даже детских мультфильмах (западных) нередко показывают сцены насилия, а это негативно воздействует на людей, особенно на детей и молодежь. На мой взгляд, искусство должно воспитывать в зрителях чувство ответственности и нести положительный заряд. Это относится и к фильмам, и к театральным постановкам, и к другим видам искусства: меньше насилия, больше позитива.

Олег ГОРДЕЕВ, директор Саратовского филиала ОАО «ВымпелКом»:

– Думаю, сейчас театру, как и другим направлениям искусства, все сложнее влиять на состояние общества. Во многом акцент от внешних ориентиров сместился на внутренний мир человека. Основные изменения вокруг нас – в городе, в стране, в мире – происходят только благодаря усилиям самого человека. Основа развития – это собственная потребность человека, осознание необходимости конкретных шагов по изменению сложившейся ситуации. Считаю, что важно найти баланс между собственными целями и интересами окружающего мира.

Игорь ПЛЕВЕ, министр образования Саратовской области:

– Я глубоко сомневаюсь, что современное искусство способно изменить мир к лучшему. С моей точки зрения, в нем не заложены человеческие ценности, которые проповедует классическое искусство: воспитание доброты, чувства прекрасного. Это касается всех видов искусства – и живописи, и театра, не говоря уж о кино и телевидении.

Ирина СПИРИНА, директор продюсерского центра «Триумф»:

– Если искусство не влияет положительно на человека, значит, это и не искусство вовсе. К сожалению, вряд ли искусство способно изменить мир. Если, например, появляется какая-то демоническая фигура на политическом небосклоне, тут ни Венера Милосская, ни Аполлон Бельведерский не помогут. Еще есть географические нюансы. Несмотря на то что в России уровень образования выше, у нас, в отличие от Европы, не развита культура восприятия искусства – как драматического, так и музыкального.

Игорь ГРИШИН, заведующий Домом-музеем Павла Кузнецова:

– Искусство не только может изменить мир, оно должно это делать. В манифесте, который прозвучал на нашей акции «Солдатики», сказано: мы устали ждать, когда красота спасет мир, давайте займемся этим сами. Я считаю, что нельзя подразделять искусство на современное и несовременное – воплощение может быть удачное и бездарное. Сейчас надо делать ставку на современные методы и способы пропаганды искусства – на электротехнические средства, новые материалы и форматы.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №11 (220)
Автор статьи:  Ирина ВИКТОРОВА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: