Яндекс.Метрика

Как стать актером: с детства или с улицы?

Как стать актером: с детства или с улицы?

Текучка кадров

Штатным расписанием в труппе Саратовского ТЮЗа предусмотрена 51 актерская единица. На сегодня в театре имеются десять вакансий. Репертуар театра достаточно богат: в нем и Островский с Фонвизиным, и Э.де Филипппо с Гибсоном, много старых-добрых классических сказок – от «Аленького цветочка» до «Маленькой Бабы-Яги». Правда, «Собор Парижской Богоматери» – аншлаговый спектакль петербургского режиссера Владимира Терели – оказался вынужденно «законсервированным». Причина вполне житейская: исполнительница роли Эсмеральды стала мамой и несколько вышла из объемов восхитительной цыганки. Дублеров у актрисы не оказалось. Режиссер изначально делал ставку лишь на один актерский состав.

А ведь иногда наличие второго состава способно спасти спектакль. Довольно долгое время в «Поллианне» блистала юная Светлана Богацкая. К счастью, заглавную роль параллельно репетировала еще одна способная актриса – Татьяна Чернышева. Она работала над образом и удачно вошла в него. И слава Богу, что так произошло, ибо Богацкую поманила Москва. И не освой роль Поллианны Татьяна, один из самых оригинальных и очаровательных тюзовских спектаклей пришлось бы изымать из репертуара.

Средний возраст здешних актеров не превышает 30-35 лет, и по пальцам можно пересчитать как раз не молодежь, а патриархов сцены. Это, собственно, Ошеров с Лаврентьевой, Строганова, Соловьев. Молодежи в театр приходит немало, но бич ТЮЗа – это текучка кадров. Из четырнадцати человек, пришедших сюда в 2000-м году, на сегодняшний день осталось лишь семь. Где остальные? Как мрачно шутят в театре, кто «за стеклом», кто в «окнах», кто на «стирке», а чаще всего, увы, безрезультатно штурмуют Москву-матушку. Причем, зачастую в столицу уезжают не для того, чтобы заполучить новый виток в актерской карьере и профессионально вырасти. «Перспективы роста ТЮЗ дает замечательные, – сказала мне одна из самых ярких молодых актрис Елена Краснова. – Я знаю: многие ребята сожалеют о творчестве, но... люди думают о хлебе насущном, о том, что в Москве можно больше заработать. Руководство ТЮЗа как может помогает нам, молодым актерам, но ведь его возможности не беспредельны. К примеру, театр снимает нам с мужем (супруг Елены Алексей Чернышев – тоже актер ТЮЗа. – С.М.) квартиру в районе, где Водоканал ведет с кем-то тяжбу, и поэтому в нашем доме воды практически никогда нет. А ведь у нас малышка – дочь Варенька двух с половиной лет, и ужасно хочется достойной жизни и для себя лично, и для дочери. Жилье на театр выделяется крайне редко – примерно раз в пять лет, не чаще – и, как вы понимаете, особой надежды, что через пять лет жилье получим именно мы, нет никакой».

Везет не всем. Недавно в ТЮЗ попытался вернуться молодой актер, казавшийся Ошерову очень перспективным и очень одаренным. Вояж в Москву закончился для этого молодого человека ничем. Удалось, правда, «сшибить» несколько тысяч за несколько минут в нагиевских «окнах», но дальше этого эпизода дело, видимо, не пошло. Встретившись с главным режиссером, человек этот не попытался вновь войти в театральное дело. Напротив – начал беседу с ультиматума: «Мне, мол, требуется такой-то оклад, плюс жилье...». Юрий Петрович выслушал и указал молодому дарованию на порог. Его покоробило выражение «мне тут перекантоваться требуется». Человек, который в любой момент может сорваться и оголить репертуар, режиссера не устраивал.

Ставка меньше, чем жизнь

На 1500 рублей – ставку молодого актера – действительно нельзя прожить. Наиболее талантливым Ошеров старается доплачивать из премиального фонда театра, «вилка» этих доплат составляет от нескольких сотен до тысячи рублей. Разумеется, эти финансовые вливания проблемы не решают. У нас, правда, существует губернаторская стипендия талантливым актерам. Узнав про нее, театр оживленно поздравлял не так давно шестерых своих стипендиатов: ну, мол, ребята, вы теперь тысячи по полторы будете в течение года ежемесячно получать. Полторы тысячи и впрямь получилось... но на всех вместе. Из расчета 216 рублей на каждый талант.

Молодые актеры, естественно, стремятся подрабатывать, где только можно: ночные клубы, радиоэфир, съемка в рекламных роликах. Театр вынужден никак не реагировать на это, потому что людям как-то нужно жить. Единственное пожелание ТЮЗа: чтобы участие в публичных, зрелищных мероприятиях было в рамках приличий. То есть рекомендуется воздержаться от рекламы пива или презервативов. В конце концов, театр-то молодые люди представляют детский, юношеский и, стало быть, несмотря на все тяготы быта, желательно держать его марку.

Проблема для сегодняшнего ТЮЗа – подготовка своих актеров. Во времена Киселева была студия, обеспечивающая постоянный приток молодых кадров в театр. С периодичностью в 3-4 года ошеровский курс возникает на театральном факультете консерватории и сейчас, но... Дело, видимо, в том, что жизнь меняется, и уже на актерский факультет приходит все меньше талантливой молодежи. «Масса артистических людей, не желая прозябать в нищете, поступает в тот же юридический, адвокаты из потенциальных актеров получаются блистательные», – сказала мне Лена Краснова. Иногда в другие институты студенты уходили с театрального, осознав, насколько это трудное и безденежное ремесло. Театры (и не только ТЮЗ) испытывают настоящий голод не столько по молодежи, сколько по талантливой молодежи. В театры, выпустившись с театрального, приходят часто не герои и героини, а, как саркастически говорят в ТЮЗе, штаны и юбки. Для массовки, для «кушать подано» это приемлемо. А героев кто будет играть? Еще несколько лет назад народная артистка, ведущая курс на театральном факультете, столкнулась с тем, что ее абитура, в особенности мужской состав, никуда не годится. И тогда она пошла по проспекту Кирова, профессиональным взглядом фиксируя в толпе фактурных, интересных молодых людей, останавливала их и... уговаривала (!) попробовать себя в актерском ремесле, поступить на театральный факультет. Путем таких «проспектовских» поисков курс удалось дособрать, доформировать.

«Я полагаю, что на поступках, мировоззрении сегодняшней молодежи во многом сказывается наш дикий, безжалостный капитализм, – размышляет народный артист России Александр Соловьев. – Начиная с девяностых годов, само по себе, как дикие, непривитые, неухоженные деревья, выросло целое поколение. Поколение без идеалов, сориентированное на материальных ценностях, но зачастую не понимающее, как их заработать. Многие талантливые люди разменивают свой дар на временщину, на денежную поденщину. Это, кстати, касается не только актеров, но и драматургов. Где сегодняшние Розовы, Хмелики? Интересной драматургии тоже нет, хотя жизнь вроде бы предлагает тысячи сюжетов. Слава Богу, спасает классика. Ее в репертуаре театра много». Александр Яковлевич Соловьев, равно как и многие другие тюзовские актеры, придерживается той мысли, что подготовка кадров должна, вероятно, вестись не на театральном факультете, а прямо при ТЮЗе в студии – как это было во времена Киселева. И не с интервалом в несколько лет, а ежегодно. «ТЮЗ должен сразу начать восприниматься молодежью как свой дом, духовное сообщество, а не просто как приработок», – заявили мне сразу несколько местных актеров.

Театр юного зрителя обладает бесценным опытом прямой связи с юношеством – работающие здесь театральные педагоги (из числа бывших ведущих актеров сцены, в основном травести) часто встречаются со школьниками – поклонниками театра. Эти дети рисуют театральные стенные газеты, знают театр от актерских гримерок до машинного отделения. Может быть, есть смысл организовать что-то вроде подготовительных актерских курсов для 13-14-летних юных дарований и плавно вести их в профессию. Полагаю, что даже большие финансовые вложения для этого не нужны. Требуется просто умная «вербовка» детей театром, требуются неравнодушие, доброта и эмоциональность.

Одаренная молодежь, к счастью, существует. Та же Катя Федорова, студентка курса Беляковой, уже не первый год играет на тюзовской сцене (саратовцы видели ее в «Короле Лире»). Фактически девушка уже входит в сценическое пространство этого театра. Приживется ли она в ТЮЗе? Бог весть. Про молодого актера, совершившего неудачный вояж в Москву, Ошеров отозвался: у него есть дар, но нет призвания. Если у Кати и других подобных ей дарований счастливо совпадут две этих главных составляющих актера, может, они и станут гордостью ТЮЗа.

В сегодняшнем ТЮЗе есть патриархи вроде Цинмана и Лыковой. Есть достаточно сильный костяк актеров среднего возраста (в него входят Федоров, Володарский, Скачков), есть еще молодые, но вполне опытные актеры вроде Чернышева, Красновой, Смирновой, Сарайкина.

В сущности, у ТЮЗа есть перспективы развития. Правда, на фоне немалых проблем. Сейчас, к примеру, один из молодых и самых перспективных актеров труппы, занятый в главных ролях в пяти спектаклях, подал заявление на увольнение. Заявление пока не подписано. Театр, бесспорно, выиграет, если этот актер останется в труппе. Но ведь и актер выиграет, если не разменяет свой Божий дар на какой-нибудь однодневный коммерческий проект, на сиюминутный гонорар. Ибо уж если и использовать ТЮЗ как взлетную площадку, то взлетать надо высоко. Например, как артист Игорь Яцко, играющий центральные роли на сцене театра Анатолия Васильева. Яцко, кстати, несмотря на то, что надежно обосновался в столице, о родном ТЮЗе не забыл. Тот же «Собор» Терели поставил при режиссерском участии Яцко.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 11(26), 21-27 марта 2003 г.


Автор статьи:  Светлана МИКУЛИНА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: