Ход лошадью. Довыборы в городскую думу назначены на 1 июня
Предстоит избрать 5 депутатов, и с этими довыборами некоторые региональные стратиги связывают далеко идущие планы. Предполагается, что можно провести всех пятерых депутатов, угодных областной власти. Выступив в роли «троянского коня», они должны будут объединить вокруг себя всех недовольных правлением Аксененко в городской думе и инициировать смещение мэра. Называются уже и кандидатуры на пост градоначальника – вице-губернатор Юрий Моисеев и один из молодых успешных бизнесменов.
Кажется, что в очередной раз областные власти «делят шкуру неубитого медведя». Дипломатичный Леонид Писной, еще недавно бывший городским депутатом, а теперь активно работающий в областной думе, уже заметил, что «из 31 депутатских кресла в городской думе сегодня свободны 5. Согласно имеющейся информации, из 26 действующих на сегодняшний день депутатов лишь 5 нелояльны по отношению к мэру Аксененко и его окружению. Даже если предположить, что на оставшиеся места будут избраны такие же политические оппоненты мэра, то десяти голосов явно недостаточно для того, чтобы объявить ему импичмент. Перекупить же голоса остальных будет очень сложно, поскольку многие городские депутаты имеют в Саратове свой серьезный бизнес и вряд ли захотят каких-либо перемен в нынешней жизни, чтобы выступить в роли Иуды за тридцать лишних сребреников». Причем предположение о возможности области «взять» все пять свободных городских мест выглядит, мягко говоря, очень смелым.
Говорят о другой «любимой идее» политтехнологов с Московской, 72: организовать досрочные прямые выборы мэра населением. Здесь тоже не все просто. По уставу города Саратова мэр выбирается депутатами городской думы из состава депутатов (ст.23). Досрочное прекращение его полномочий возможно по состоянию здоровья, утрате гражданства, выезде на постоянное место жительства за пределы области или добровольному заявлению. Принудительное отрешение от должности предусмотрено по решению суда или по результатам городского референдума. Чтобы организовать прямые выборы мэра народом, необходимо предварительно изменить устав города. Изменение устава – прерогатива депутатов или референдума, но статья 23, говорящая о порядке выборов мэра, уставом предусмотрительно отнесена к исключительному ведению населения, выраженному на референдуме.
Итак, все упирается в референдум. По уставу, «Решение о проведении городского референдума вправе принять городская дума по собственной инициативе и по инициативе мэра города, либо по требованию не менее 10 процентов жителей города, обладающих избирательным правом» (ст.9). Набрать 10% подписей избирателей – дело техники, вполне посильное для областных властей. Но решение о назначении референдума – и о его формулировке – все равно останется в исключительной компетенции депутатов городской думы (ст.17.1.9). А уж о том, как много зависит от времени голосования и вынесенной на него формулировки вопроса, много распространяться не нужно. Достаточно вспомнить украинские референдумы 1991 г. – весной за сохранение СССР и осенью за независимость Украины. «Ловкость рук и никакого мошенничества», – как говаривал герой нашего города Остап Бендер.
Вывод однозначен: никаких реальных возможностей снять мэра у областных властей нет – ни сейчас, ни после объявленных довыборов в городскую думу. Зачем же тогда поднимается волна слухов и публикаций в прессе, нагнетается интрига вокруг пустоты? Отчасти – от необходимости как-то продолжать «осаду Саратова», сильно затянувшуюся и уже превращающуюся в какую-то местную «Троянскую войну». Бесконечную и изнурительную для обеих сторон. Зима заканчивается, мэрия, хоть и с трудом, выдержала удавку энергетической блокады и до следующего отопительного сезона может перевести дух, а каких-нибудь выигрывающих ходов за область в противостоянии с городом не видно. Известный литературный герой в такой ситуации советовал «ходить лошадью» – что сейчас и делает область. Отчасти играет свою роль необходимость для подчиненных губернатора, выдвигая всякие прожекты , доказывать свою полезность. Отчасти – инерция тактики психологического давления (иначе говоря, блефа), избранной областными стратигами с самого начала борьбы.
К несчастью для горожан, все это может продолжаться бесконечно. Позиционный тупик, в который уперлись враждующие стороны, превратился в борьбу на измор. Измор горожан, разумеется. У областного правительства знатоки «китайской грамоты» имеются – что ж они не предупредили вовремя, что действительно говорил китайский мудрец: «На войне слышали об успехе при быстроте ее, даже при неискусности ее ведения, и не видели еще успеха при продолжительности ее, даже при искусности ее ведения. Никогда еще не бывало, чтобы война продолжалась долго и это было бы выгодно государству... Силы подрываются, средства иссякают, у себя в стране – в домах пусто; имущество народа уменьшается на семь десятых...». Знаете, какой вывод из этого делают современные теоретики Большой стратегии? «Если нет возможности быстро выиграть войну, следует найти способ быстро проиграть ее, иными словами, быстрый проигрыш приводит к цели войны вернее, чем медленный выигрыш» (Р.Исмаилов, С.Переслегин. Этика войны и непрямые действия // Б.Лиддел-Гарт. Стратегия непрямых действий. М.-СПб., Изд-во, 1999. С.566). По-русски это называется «худой мир лучше доброй ссоры».
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 10(25), 14-20 марта 2003 г.
Автор статьи: Дмитрий ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Рубрика: Власть/Политика