Яндекс.Метрика

В VIP из хиппи

В VIP из хиппи

Вот уже неделя как уехал продолжать своё турне по российским провинциям британский пианист Питер Донохоу, а дебаты, споры, «прения сторон» по поводу его концерта не утихают, наоборот – время от времени возобновляются с новой страстью. Я радуюсь этому чрезвычайно, ибо давно уже гастроли приезжего солиста не вызывали такого яростного обсуждения.

При этом позиции сторон обозначены достаточно чётко: максималистски настроенное студенчество (консерваторское и музучилищное, разумеется) исполнительскую манеру П.Донохоу не приняло категорически, а «профессорско-преподавательский состав», наоборот, склонен оценивать его выступление скорее в доброжелательных тонах. Молодёжь, воспитанная в традиционных стереотипах представления об английском менталитете, твердит о слишком прохладной, «типично английской» исполнительской манере артиста, старшее же поколение оценило его пианистическое мастерство, хороший вкус, замечательное владение техникой инструментального пения.

Ввязавшись в одну из подобных дискуссий со студентами, я рассказал им кое-что из биографии Питера Донохоу: он ведь приехал на конкурс имени Чайковского в 29 лет, а до того довольно длительное время примыкал к движению хиппи, играл в нескольких рок-группах на ударных инструментах, да и вообще перепробовал много музыкальных инструментов, пока не остановился на фортепиано. Может быть, именно идеология хиппи привела музыканта к тому, что все годы после конкурса он отнюдь не стремится к «завоеванию мира», нет у него желания покорить «Карнеги-холл» или «Ла Скала» – он предпочитает, например, поехать на гастроли по странам Африки, куда никогда не ступала нога пианиста такого класса. Он с восторгом рассказывает, как интересно было играть в Зимбабве. И вообще, он склонен делать то, что ему интересно, играть там, где он никогда не бывал. Молодёжь слушала меня, разинув рты, и после некоторого молчания кто-то произнёс: «Вот теперь многое становится понятным, теперь он мне даже симпатичен».

Конечно, эти детали биографии если что-то и могут объяснить в исполнительской манере пианиста, отнюдь не снимают его ответственности за то, что происходило в этот вечер на сцене зала филармонии. А происходило, на мой взгляд, следующее.

Донохоу, конечно же, пианист превосходный. Технические просчёты его (в частности, в крайних частях Сонаты Шопена) есть, как ни странно, продолжение его достоинств. Абсолютно свободно распоряжаясь любыми видами техники, пианист временами начинает этой свободой бравировать в ущерб содержанию самой музыкальной ткани. Экстремальность темпов в некоторых пассажах становится самоцелью, явно нарушая авторский замысел, порой лишая музыку смысла. И вместе с тем – такие откровения в медленной части той же сонаты, такой красивый, чистый звук в пьесах из цикла «Эстампы» Дебюсси, в некоторых прелюдиях Рахманинова. В такие моменты выявлялось то, что Генрих Густавович Нейгауз называл «породой» – полное слияние природы человеческой с природой инструментальной.

Кстати, об английском менталитете. Когда мне твердят об «английскости английского народа», я начинаю слегка недоумевать: откуда это? Кто придумал? Да сами англичане и придумали! Диккенс придумал, Сомерсет Моэм, Джон Фаулз, а мы подхватили и стали глубокомысленно об этом рассуждать и укорять англичан в их английском характере. А между тем, взрывчатость Питера Донохоу в абсолютно русских прелюдиях Рахманинова, его понимание сути «русского менталитета» – говорят совсем об ином.

Думаю, есть ещё одно немаловажное обстоятельство, приведшее к столь ожесточённым спорам вокруг Питера Донохоу. Несколько месяцев назад в Саратове играла Элисо Вирсаладзе. Это было настолько сильное впечатление, что его помнят до сих пор и будут помнить ещё очень и очень долго. С Вирсаладзе сейчас в фортепианном мире вообще мало кто может сравниться, её музицирование даже трудно назвать словом «концерт» – это откровение, исповедь, что хотите. И теперь, естественно, всё меряется этой планкой. Потому и в разговорах о Донохоу всё время возникает аргумент: «А вот Вирсаладзе!» Согласен – конечно же, Вирсаладзе. Но остальным-то что делать? Вообще, что ли, бросить играть и уйти обратно в хиппи? Да нет же! Думаю, каждому есть что сказать своей публике, и у Донохоу есть свой стиль и свои представления о музыке, что, мне кажется, он вполне убедительно и продемонстрировал. Я, во всяком случае, его с удовольствием принял.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 9(24), 7-13 марта 2003 г.


Автор статьи:  Анатолий КАТЦ
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: