Яндекс.Метрика

У спеси дворянской, да разум крестьянской

У спеси дворянской, да разум крестьянской

Для тех, кому со школы еще Иван Сергеевич Тургенев – автор не самых увлекательных в русской литературе романов, новый спектакль Академдрамы «Завтрак у предводителя» откроет мастера смеха. Одна из трех самых известных комедий писателя поставлена режиссером-петербуржцем Игорем Коняевым и художником из Калининграда Еленой Сафоновой весело, даже буйно, притом со вкусом.

Подчеркнуто «дворянское» сценографическое решение спектакля представляется вполне оправданным – завтрак-то в доме уездного предводителя дворянства. (Весьма уместна страничка в программке, кратко излагающая историю, обязанности и привилегии российского дворянства.) Сцену заполняют зелено-мундирно-раззолоченные костюмы, торжественно выступают стилизованные под 18 век пудреные лакеи, перебегает и поет хором многочисленная челядь, над головами развешены штандарты с дворянскими гербами, в центре сцены двуглавый герб Российской империи. В действие затесался даже франкмасонский фартук. Свисток и дудка резкими своими сигналами возвращают еще не забытый павловский уклад. Только все это фикция, как и зеленые мундиры (разумеется, невозможные на помещиках, у Тургенева они во фраках): в мундиры-то г-да дворяне обряжены, да служить не желают, вот и пьют, и сутяжничают от скуки. (Примечание для особо бдительных патриотов: Тургенев написал комедию, дворянство же изображалось им и не только в сатирических красках, скажем, в романе «Дворянское гнездо», хотя и там писатель безжалостно отмечал те гибельные родовые черты сословия, которые не позволили дворянам остаться хозяевами страны и спасти ее от грядущего разрушения.) Но и звероподобный кучер Карп отнюдь не луч света в темно-зеленом, словно вода в сонном пруду, царстве дураковатых господ.

Притом все, начиная с хозяина, беспрестанно опрокидывают рюмки, жрут, а судья так даже и похрюкивая. Затяжной же конфликт веселого пьяного брата с как бы недалекой сестрой, который опрометчиво взялись разрешить собравшиеся, оборачивается многозначительной метафорой: представленный план спорного имения, в гиперболическом виде очутившийся на заднике, отчетливо напоминает карту Российской империи.

Развиваясь поначалу с нарастающей энергией, действие ко второй половине явно зависает, и то вина не постановщиков – все пьесы Тургенева при неоспоримых достоинствах всегда выдают в нем не вполне драматурга, он не обладал виртуозным мастерством Островского или Чехова заставить всякое ружье вовремя выстрелить. (Между прочим, надо отметить, что постановщики предпочли не сценический, а печатный вариант комедии, где некоторые привычные фамилии персонажей более гротескны – не Мирволин, а Мирвошкин.)

В новом спектакле Академдрама еще раз продемонстрировала, что ее актеры представляют собою не сослуживцев, но ансамбль. Даже в дивертисменте – толпе дворовых крестьян, наряду со студентами заняты ведущие актрисы. Поэтому не станем в короткой рецензии выделять кого-либо из исполнителей, за исключением единственной особы женского пола из главных персонажей. Валентина Федотова, обряженная в темно-зеленое пышное муаровое платье, напоминает-пародирует чуть ли не императрицу в роли вдовы Кауровой, с легкостью водя за нос толпу бестолковых мужчин.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 8(23), 28 февраля – 6 марта 2003 г.


Автор статьи:  Сергей НЕЗНАМОВ
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: