Яндекс.Метрика

Крахт литературного фазерланда

Крахт литературного фазерланда

Никогда еще российский книжный рынок не был таким БАЗАРНО-разнообразным, как в последнее десятилетие. Магазины и лотки ломятся от изобилия, и казалось бы – чего еще желать?

Однако все разговоры последнего времени об издательских делах заканчиваются притворными вздохами специалистов этого бизнеса: «Накрыла волна экстремала!».

В каком-то смысле, действительно: посмотрев на полки читающего Саратова (в том числе и одноименной сети магазинов), приходишь к выводу, что нормальной, «спокойной» литературы становится все меньше. Зато книг «взрывной волны» – как грибов по осени... И это при том, что в политической и экономической жизни у нас идет, похоже, очередная серия «застоя».

Тенеденция к радикализации литературного процесса в России обнаружилась еще в (аналогичное нынешнему) поздне-перестроечное время начала 90-х, когда «сама жизнь» требовала адекватного ей художественного (или антихудожественного) воплощения. Но далее, с середины 90-х, после вторых выборов Ельцина в 1996 году жизнь, вроде бы, чисто политически «устаканилась», и стоило ожидать некоторой нормализации «художки» на уровне хотя бы тем, сюжетов, образов...

Однако в литературном процессе совершенно откровенно начал декларироваться чисто буржуазный принцип «кто платит, тот и заказывает музыку» (или в более подходящем по циничности варианте – «кто девушку «ужинает», тот ее и «танцует»). Издательства начали платить только за то, что, по их мнению, стало «востребовано временем». О вечных ценностях вспоминать снова стало чуть ли не дурным вкусом и, во всяком случае, коммерчески невыгодным.

Политический «застой», начавшийся с приходом нового века, востребовал, как ни странно на первый взгляд, совершенно экстремистский тип литературы. Литературы «жрецов непризнанных идей», отчаянных подростков и переростков экстремального мышления.

Причем, нельзя сказать, что издатели навязывают такие сочинения публике. Все крупнейшие на сегодня «акулы» коммерческого издательского бизнеса вроде «ЭКСМО», «АСТ», «ОЛМА» уже довольно давно проводят серьезные маркетинговые исследования, изучают рынок и спрос. И только потом корректируют свою политику в целом. Увы, все более и более в сторону экстремального дурновкусия.

Да, еще года три-четыре назад, не заматерев в деньгах и издательском цинизме, они могли позволить себе поэкспериментировать, заказывать авторам (и даже провинциальным) более-менее «спокойные» по сюжету и содержанию книги. Плюс к тому не чурались печатать признанных писателей и даже иногда подлинную классику...

Однако, четко уловив волну интереса к типажам Сорокина и Лимонова, издатели резво, буквально толкаясь локтями и наперегонки, ринулись издавать весь мутный поток разнообразного по форме и содержанию «литературного экстрима».

Рынок, обкушавшись и затоварившись прикладными бытовыми литподелками, написанными тысячами и тысячами безвестных провинциальных «литературных негров» (в издательствах вроде саратовской «Научной книги») по компилятивному принципу; рынок, переполненный мемуарами политиков и актеров, потребовал чего-то свеженького и остренького. Тут и пошло в ход все подряд – и тебе французские левые радикалы, и латиноамериканские бешеные революционеры и по совместительству – сочинители, держащие в одной руке автомат, а в другой – авторучку...

И это все хлынуло помимо изданий и переизданий «классического» политического экстрима вроде Гитлера, Муссолини, Ленина со Сталиным, Кастро с Че Геварой...

Популярность обрели сочинения на пределе «левизны» и радикальной эротики типа «Фазерланда» Кристиана Крахта. Те самые писания, в сравнении с которыми все наши книжные сериалы про «Бешеных» кажутся лепетом из пеленок – достаточно взглянуть на относительно новые книжные спецсерии вроде «Альтернативы»...

То же издательство Ad Marginem во многом отошло от сугубо философской и филологической литературы и занялось прибыльным изданием литературы радикализма западного толка.

– Мы как будто добираем недобранное с пиршественного стола давно уже раскрепощенной западной литературы, – сказал мне знакомый саратовский издатель, – сковырнули этот вот пласт экстрима и стали активно растить на российской почве собственных литературных «чегевар»...

И не секрет уже, кем востребована такая писанина. В основном – представителями менеджеров средней руки, нарождающимся российским средним классом. Им, во многом пока еще поклонникам Пушкина и Булгакова (хотя бы во имя дани традиции), помимо всего прочего, нужен в их относительно сытой, пресной и безопасной повседневной бытийности некий масс-культовый экстрим. Типа киноужастиков и блокбастеров. То, чего в реальной жизни они «не добирают», а в кино – уже приелось до тошноты, поскольку не оставляет места для фантазий...

Если им писать в книге о сексе, например, то – до порнографии (и вот уже вполне пристойный в 80-е годы Михаил Веллер пишет свой философский «Самовар» с обязательной грязной порносценой посреди рассуждений о Вечном...). Если о приключениях, то – с обязательными немыслимыми кровавыми кульбитами и садистскими извращениями.

Вообще, свобода выбора в идеологическом меню привела от затхлого Маркса к вполне кровавому Маркосу. Хотя, с другой стороны, результатом бюргерских размышлений Маркса воспользовались по полной и реальной программе ленинцы – самые настоящие политические экстремисты 20 века, а по сочинениям того же Сорокина и Лимонова вряд ли кто станет ставить «спектакли жизни», кроме маргиналов из НБП...

Средний класс сегодня имеет возможность покупать литературный экстрим по весьма высоким ценам – средненькую малоформатную книжечку стоимостью от 150-200 рублей сметают с прилавков довольно быстро. И потом щекочут нервы и воображение, сидя в кресле, и читая сочинения от лица «гопника», завсегдатая ночных клубов и притонов, садомазохиста, киллера и т.д. и т.п.

В любви к запредельному по отношению к морали, разуму и естеству отметились чуть ли не все полторы (как утверждают специалисты) тысячи российских издательств. О каждом из них рассказать невозможно, и уж тем более – об огромной номенклатуре изданий. Да и не надо этого делать, когда все у всех на виду. Достаточно изучения пары-тройки характерных книжных поделок для уяснения новой, пока еще, в России (и давно отошедшей на Западе) стратегии книгопечатания.

Начинают сползание к «остренькому» почти все, и вроде бы для себя же самих незаметно. Например, издательство «Захаров», которое вроде бы зарабатывало более-менее приличную репутацию серией о Фандорине, берет и издает книгу (как бы из новомодной литературы non-fiction) «Вторая чеченская» Анны Политковской, которая, на самом деле, та же литература экстрима, только вид сбоку...

Ужасы, зверства и кровь. И мне лично, как читателю, не очень важно, с каких позиций автор смотрит на войну. Ты в нее окунулся, открыв издание, этого достаточно.

Я уж не говорю о таких экстремальных «шедеврах», как, например, «Одинокий волк и самка шакала» Олега ХХХ (Повести. СПб: издательство «Лимбус Пресс»,2002). Проповедь «террора во имя любви», слияние практически воедино политического экстремизма и сексуального радикализма – вот две ветви одного гнилого ствола этого произведения...

Или взять того же Баяна Ширянова и его «Верховный пилотаж» (М.: «Зебра Е», 2002), о котором уже хорошо было сказано критиком Анной Сафроновой: «Все те же унылые наркоманы в вечных процессах поисков и приготовления кайфа, тот же подчеркнуто животный секс... Интересно, кто покупает Ширянова? Наркоманы? Эстеты? Странные люди? Почему раскупаются громадные тиражи?»

А вот потому и раскупаются, что ни одна из вышеперечисленных категорий обо всем, там рассказанном, предпочитает не читать, а испытывать все – на себе лично.

Другое дело – благополучный «миддл-класс», которому не дай кофе на завтрак, а – по мозгам Ширяновым. Или я ошибаюсь, и тиражи всех этих «Гопников» (Владимира Козлова) и прочих «Обдолбанных» и «Крутых» разбираются самими же прототипами-героями сей псевдолитературы?

Конечно, если открыть «Литературную газету» или «Литературную Россию», то можно подумать, будто у нас издаются сплошь книги типа «Россия вечная» (Юрий Мамлеев. М.: «АиФ-Принт»), «Красный лик патриотизма» (Владимир Бондаренко, М. «Общество дружбы» 2002), или «О русском национальном сознании» (Вадим Кожинов. М.: «Алгоритм», 2002). Последняя, кстати, есть типичный образчик кондового националистического экстрима.

Такой вроде бы литературы пока еще тоже немало, но она все больше и больше уступает места на лотках опусам самых разных носителей экстремальных идей, помимо чисто националистических.

Мне удалось выяснить, какое в процентном соотношении количество экстрим-литературы выпустили, например, крупнейшие россиские издательства, мною уже названные в начале статьи.

Так, у монстра «АСТ» доля таких книг приблизительно составляет 30-40% совокупных тиражей. Недалеко ушли «Олма» и «Вагриус», а уж что касается «Эксмо» – там таких «книг» выходит до 80-90%.

Самое страшное, конечно, что их – раскупают, иначе эти господа-издатели не стали бы переводить деньги и бумагу на макулатуру...

А вот почему раскупают – об этом разговор нужен отдельный. Или не нужен вообще, ввиду бесперспективности спора о вкусах.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 8(23), 28 февраля – 6 марта 2003 г.


Автор статьи:  Евгений МАЛЯКИН
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: