Яндекс.Метрика

Секретные «Деточки»

Секретные «Деточки»

Просмотр состоялся в минувшую среду в Доме кино. Астрахан приехал в Саратов в рамках IV Всероссийского конкурса телевизионных фильмов и программ «Мир права». На следующий день он принял участие в записи телепрограммы «Маркиза».

Во время просмотра, участниками которого стали два десятка человек, сам автор, несмотря на затемнение, быстро перемещался по залу и решительно пресекал любые попытки включать ноутбуки или сотовые телефоны. Первые минут пятнадцать то и дело слышалось его приглушенное обращение к нарушителям договоренности: «Ну просил же... Четыре раза просил». В конце концов порядок был восстановлен, и просмотр завершился при напряженном и внимательном молчании зала.

Большинство отечественных зрителей знают Астрахана как успешного кинорежиссера, автора более двух десятков фильмов, из которых, пожалуй, наиболее часто вспоминают такие ленты, как «Ты у меня одна» (1993), «Все будет хорошо» (1995), сериал «Зал ожидания» (1998), «Перекресток» (1998).

Яркое впечатление о себе Дмитрий Астрахан оставил и как исполнитель роли администратора Леонида Фридмана в недавней шумной премьере фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». Если помните, в одной из финальных сцен его герой прерывает разговор поэта со следователем центрального аппарата КГБ. В его руках урна, в которой горят уже всеми позабытые к тому времени «улики» – корешки от левых билетов на концерт Высоцкого: «Теперь они ничего не докажут!». «Прометей хренов...» – устало комментирует сцену чекист. «Какой есть!» – отвечает Астрахан-Фридман и удаляется гордой походкой человека, внезапно и навсегда освободившегося от страха.

Поклонники Астрахана считают его гением и, видимо, находят для этого свои аргументы. По крайней мере, «вКонтакте» есть группа, которая занимается только обсуждением снятых режиссером фильмов и внимательно следит за его творческим процессом.

Сам Астрахан уверен, что его судьбу предопределила записка, которую мать прислала отцу в день появления Дмитрия на свет: «Он мне так тяжело дался, что на посредственность я не соглашусь!».

Он действительно производит впечатление человека неординарного, с живой реакцией на мир и его обитателей. В своем стремлении быть понятным, рассказывать людям истории хорошо узнаваемые, вызывающие непосредственную эмоциональную реакцию, большинством своих фильмов он завоевал репутацию «великого утешителя наших дней». Хотя тот же интернет пестрит довольно противоречивыми зрительскими реакциями на творчество Астрахана:

«Дмитрий Астрахан может радовать придирчивого критика, пожалуй, лишь через раз, а то и два, когда в этом постановщике уж точно приходится разуверяться и наверняка причислять его к «неисправимым лгунам» и производителям кинематографического кича».

«Астрахан в определенном смысле может быть назван «Иваном Пырьевым наших дней», который творит вовсе не придуманную и фальшивую, а просто иную – вторую, параллельную, говоря по-модному, виртуальную реальность, которая, будучи гиперболизированной и сгущенной как бы до крепости чистого спирта, подчас выглядит более настоящей, чем существующая».

О чем же снял свое новое кино Дмитрий Астрахан? Кто эти «Деточки»? Почему они главные герои, чем живут, чего добиваются?

Увы... Уговор дороже денег – все мы, посмотревшие рабочую копию фильма, негласно «подписались» на особый режим секретности. Свою почти молитвенную просьбу режиссер объяснил так:

«Неосторожные преждевременные высказывания могут помешать прокату. Фильм непростой, прокатчики будут принимать сложное решение. Они тоже люди – будут сидеть и думать: надо мне в своем кинотеатре это показывать или нет? Даже если при этом сами будут плакать».

Еще мы узнали, что фильм снимался в течение года. Очень долго искали детей на главные роли, на это ушло еще полгода. Все они не артисты, никогда не снимались, месяц-полтора с ними только репетировали. Про сюжет режиссер сказал лаконично: «Специфический. Почти плакат». Хотя в титрах жанр фильма определил как «сказка». Об этом сказать можно.

На вопрос, чего ждал от этой встречи и такого закрытого просмотра сам автор, Астрахан ответил, что первой эмоциональной реакции и советов:

«В целом я понял, что фильм смотрится. Пока ты сидишь один, даже свою собственную работу воспринимаешь совсем по-другому. А когда рядом сидят три других человека, которые еще ничего не знают, поневоле начинаешь смотреть... не то что их глазами, но чувствовать, где скучно, а где длинно».

Вездесущий интернет про фильм «Деточки» (его предполагается выпустить уже в этом году) лаконично сообщает, что «это следующий шаг в освещении тех проблем, которые переживает современное общество и которые не могут не волновать каждого из нас».

А вот невольные свидетели съемок фильма, в частности, сцены на вокзале (Минск, Белоруссия), оставили более конкретные и содержательные впечатления:

Елена Хард:

«Случайно попали на съемку фильма «Деточки» в Минске на вокзале. Очень грубо вели себя охранники (или просто помощники режиссера) и сам Астрахан! Хватали ничего не понимающих пассажиров и просто прохожих и без объяснений выталкивали в сторону. Астрахан метался по вокзалу и орал на всех подряд. Люди не могли попасть в здание вокзала, главную дверь в который постоянно перекрывали».

Катя Григорьева:

«Не сравнивай дом и работу. О том, что он прекрасный семьянин, я знаю, но во время съемочного процесса Дмитрий Хананович становится весьма нервным человеком».

Марина Быцко:

«Мне пришлось поработать с Дмитрием Ханановичем на проекте «Деточки». Поначалу я и правда была в шоке от его криков и постоянного метания по съемочной площадке, но некоторое время спустя пришла в полнейший восторг от его режиссерского таланта. Во-первых, он знал весь сценарий наизусть, а во-вторых, он мог показать любому актеру, как сыграть ту или иную роль, причем игра ему дана от Бога. Если честно, то впечатления после работы с Астраханом остались незабываемые!».

Вот так. К этому, как один из первых зрителей фильма, могу добавить следующее личное впечатление: новая лента Дмитрия Астрахана «Деточки» не останется незамеченной ни зрителем, ни критиками. А ответит ли фильм на все вопросы, которые сам и поставит перед нами, покажет время. По крайне мере, давайте доверимся режиссеру и выслушаем его (то же самое предлагаю сделать и прокатчикам) – у этого человека вполне прозрачная жизненная и художественная программа:

«Мой папа выбросил телевизор, когда мне было пять лет. У нас не было телевизора. Дети должны читать книги! Так мы поступили и с моими детьми».

«Я уверен, что национальная вражда не свойственна простому народу. Обычно это инспирируется государством. Национализм есть везде. Но это удел необразованных и просто глупых людей».

«У фильма «Ты у меня одна» была единственная цель – доказать, что можно всю жизнь любить одну женщину – свою жену».

«Я люблю «Римские каникулы». Смотрел фильм и плакал. Сколько мыслей он пробудил тогда во мне! И какая режиссерская смелость – финалом превратить легкий водевиль в настоящую трагедию! Впервые я видел, как зрители аплодировали в кинотеатре.

А из последнего, что понравилось – это драматический сериал «Madmen». Действительно качественный многосерийный фильм, снятый в лучших традициях хорошей американской литературы Уильяма Фолкнера и Артура Миллера».

«Если у тебя есть замысел, как можно его не выполнить?! Костьми ляг, но сделай!»

«Все искусство – это сказка. Трагическая сказка, ужасная сказка, мелодраматическая сказка – всё можно назвать сказкой. Ведь одно из значений слова «сказка» в словаре – «вымысел». Помните, «над вымыслом слезами обольюсь», говорил Пушкин. Он же писал: «и чувства светлые я лирой пробуждал». Я тоже хочу пробуждать светлые чувства».


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №21 (468)
Автор статьи:  Евгений МУЗАЛЕВСКИЙ
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: