Яндекс.Метрика

Внимание к мелочам

Внимание к мелочам

Делать новости надо так, чтобы читателю захотелось поучаствовать в диалоге с властью, а для этого власть должна быть открытой и прозрачной. В чем эта открытость и прозрачность заключаются, как должна выстраиваться работа пресс-секретарей ведомств и журналистов, освещающих деятельность исполнительной власти региона, – об этом и не только говорили на итоговой коллегии министерства информации и печати области.

Нет «залежалым» новостям!

Главный редактор информационного агентства «СаратовБизнесКонсалтинг» Алексей Мурзов поделился с аудиторией цитатой Джозефа Стиглица: «Одно из важнейших положений современной теории информации в том, что информация является общественным товаром, как и в случае с другими общественными товарами, важная роль в предоставлении информации принадлежит государству».

– Если средства массовой информации еще понимают, что такое этот товар и в чем его важность, то у чиновников нередко этот товар «залеживается», – подчеркнул Мурзов. – Иногда создается впечатление, что пресс-служба того или иного ведомства создана, чтобы закрыть информацию. Такое происходит, конечно, далеко не везде, но тем не менее. Как мне кажется, пресс-секретарь должен понимать важность того или иного события и работать с опережением. Не должны журналисты терзать его звонками по поводу горячей новости, в интересах пресс-службы самим выйти на журналистов и оперативно дать информацию.

Пресс-секретарь – это всегда немного политтехнолог, который должен обладать полной информацией о ведомстве, на которое работает. Он должен понимать, какую ситуацию разъяснить в СМИ заранее, чтобы потом не пришлось оправдываться. При этом желательно, чтобы он был в курсе работы своего ведомства.

– Чтобы не получилось так, что журналисты звонят и объясняют пресс-службе, в чем, собственно, дело, – добавила замредактора еженедельника «Газета недели в Саратове» Елена Микиртичева. – И ни в коем случае не должно быть «личняка», это непрофессионально. А то однажды мы написали про мининвест, что они не могут дать комментарий по какому-то вопросу, и они теперь работают с нами только через запрос.

Правда, и это признали многие журналисты, работа правительства за последний год стала намного более открытой. Среди наиболее открытых и доступных министерств главные редакторы семнадцати СМИ региона назвали минпромэнерго, мининформ, минсельхоз, министерство строительства и ЖКХ. Среди наиболее закрытых – традиционно министерство финансов, комитет по управлению имуществом области, и, что странно, министерство культуры и министерство образования области. По результатам анкетирования, журналисты в основном оценивают уровень открытости министерств и ведомств как средний и выше среднего. 60% опрошенных заметили улучшения в работе правительства.

При этом председатель Саратовского отделения «Союза журналистов России» Лидия Златогорская отметила, что некоторые проблемы с открытостью испытывают силовые структуры. Златогорская напомнила, что главные редакторы саратовских СМИ были вынуждены обратиться к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с жалобой на закрытость прокурора области Владимира Степанова, ведомство которого практикует избирательный подход в общении с прессой.

Также Лидия Николаевна затронула болезненную для Саратова тему, а именно войну администрации города против киосков «Роспечати».

– Киоски вывозились с нарушением закона – без решения суда – вместе с находящимися в них ценностями, – заявила председатель местного Союза журналистов. – Мы проводили круглые столы, делали заявления, но диалога не получилось, несмотря на все наши попытки, массу публикаций и шесть тысяч подписей читателей.

Разрядил обстановку создатель «Репортерского отряда» Михаил Деришев, оценив открытость министров в неформальном ключе – по степени их готовности появиться на публике в плавках в морозный крещенский день. По версии Деришева, тут пальму первенства уверенно держат министр по развитию спорта и физической культуры области Владимир Пашкин, министр промышленности и энергетики Сергей Лисовский, министр экономического развития и торговли Андрей Шеметов и руководитель аппарата губернатора Павел Лысов.

Как нас читают

– В работе пресс-служб министерств и в работе официального сайта у вас все очень и очень неплохо, но все равно есть куда стремиться, – сделала вывод гость коллегии, профессор Московского городского педагогического университета, преподаватель экспертного Национального института высшей школы управления по направлению теория и практика профессиональных коммуникаций Наталья Десяева.

Она проводила свое исследование открытости и прозрачности деятельности правительства Саратовской области и того, как это отражено в средствах массовой информации.

– Я оценивала публикации с точки зрения восприятия их читателями, – объяснила свою задачу Десяева. – Рейтинг информационной открытости зависит от мелочей. Очень хорошо воспринимается в тексте прямая речь. Жириновский поэтому очень любит говорить прямо и резко, любит, когда его «кавычат». Кроме того, экспертная оценка всегда поднимает читаемость, только слова не должны быть общими. Также важна фактологическая точность – не только выверенные цифры, но и то, как они соотносятся с другими данными. Важно определить целевую аудиторию, для которой вы делаете информацию, поскольку целевая аудитория очень любит о себе читать. Еще один фактор повышения читаемости текста – это упоминание субъекта в связи с решением проблемы.

В качестве примера Десяева привела релиз министерства социального развития региона, где в заголовок вынесена цитата министра Владимира Чернышева о том, что количество центров социального обслуживания сокращено не будет.

Чего делать нельзя – нельзя забивать информационную ленту официального сайта только масштабными событиями. Люди не любят читать о грандиозных планах, их интересует решение конкретных сиюминутных проблем. Фактор понижения читаемости текста – это подача информации с заведомо позитивной прямой или косвенной оценкой, чем часто грешат сайты министерств, используя обороты «высокий уровень», «хороший результат», «положительные отклики». Заведомо негативные оценки также вызывают отторжение информации.

– В Саратове есть такие СМИ, где число компонентов негативной оценки на один абзац доходит до семи – слова «беспрецедентный», «ужасный», «катастрофа» встречаются слишком часто, – заметила Десяева. – Я понимаю, что некоторые газеты не любят правительство, но и своих читателей они, видимо, тоже не любят. Есть, правда, одно СМИ в Саратове, я не буду его называть, про которое читатели думают, что оно лояльно к правительству, хотя негативных оценок там больше, чем позитивных. Почему создается впечатление, что газета лояльна? Потому что там очень хорошо пишут. Читатель получает удовольствие от прочтения текста. А поскольку он получил положительные эмоции, то у него возникает впечатление, что там еще и кого-то похвалили.

Наталья Десяева призвала всех, кто работает в СМИ и пресс-службах, помнить, что читатель – это всегда обыватель и гражданин в одном лице. Обыватель, которому хочется жить лучше, и гражданин, который понимает, что его качество жизни зависит от общей ситуации в городе, районе, области и стране в целом. Поэтому освещать все визиты официальных лиц и подавать информацию о них надо с точки зрения значимости того или иного события для населения.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №8 (455)
Автор статьи:  Алёна ШИПИЛОВА
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: