Яндекс.Метрика

Скажи-ка, дядя...

Скажи-ка, дядя...

Сегодня, 12 октября, в Радищевском музее начинает свою работу новая выставка «Гроза двенадцатого года», посвященная 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. На выставке представлены экспонаты не только из собрания Радищевского музея, но также из собрания Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. Особенность экспозиции в том, что она разделена на два здания – одна часть работ представлена в здании на Первомайской, а вторая – в старом здании музея на улице Радищева.

1812 год стал кульминацией для эпохи наполеоновских войн. На Москву шла армия Французской империи, из России же вышел освободительный поход народов Европы против агрессора. Вышколенные наполеоновские солдаты столкнулись здесь с «дубиной» партизанской народной войны. Сто лет назад исход этих сражений предопределил будущую историю целого континента.

На выставке в Радищевском музее можно увидеть живопись, графику, скульптуру, а также образцы обмундирования, вооружения, книги, отражающие ход войны 1812 года, медали, на которых изображены как участники Бородинского сражения, так и все тех, кто имел непосредственное отношение к Отечественной войне 1812 года.

Выставка из собрания Бородинского военно-исторического музея-заповедника разместилась в выставочных залах нового корпуса музея на улице Первомайской. Там можно увидеть живописные портреты участников Отечественной войны – это портрет царя Александра I, выполненный неизвестным художником, портрет Михаила Воронцова, написанный в 1828 году автором знаменитой Военной галереи в Зимнем дворце Джорджем Доу. Тут же выставлен портрет генерала Михаила Милорадовича работы неизвестного художника.

Среди живописных работ представлен и портрет саратовского дворянина Алексея Щербатова, тоже написанный неизвестным художником в первой четверти XIX века.

Среди интересных экспонатов можно увидеть экземпляр книги Николая Карамзина «История государства российского», который принадлежал участнику Бородинского сражения А.П. Талызину. В книгу вклеен именной книжный знак (эклибрис) Талызина.

Также в экспозицию включены скульптурные изображения Александра I, Михаила Барклая де Толли, Наполеона Бонапарта.

Дополняют выставку на Первомайской подлинные образцы обмундирования, вооружения и снаряжения первой четверти XIX века, принадлежащие Российской Императорской армии и Великой армии Наполеона Бонапарта, и находки с Бородинского поля.

В залах исторического корпуса музея располагается выставка из цикла «Графический альбом Радищевского музея». По ценности эта часть экспозиции нисколько не уступает той, что располагается в новом здании. В ее состав вошли более пятидесяти ценных гравюр и несколько рисунков мастеров первой половины XIX века русской и европейских школ. Большая часть произведений была создана современниками Отечественной войны. Среди них портреты участников войны, участников заграничного похода русской армии 1814 года, батальные сцены.

Самый большой раздел выставки – это портреты воинов, сражавшихся за Отчизну 200 лет назад. Но одним из самых ценных экспонатов, на который сразу хочется обратить внимание, – рисунок Михаила Юрьевича Лермонтова «Портрет дяди» с автографом поэта. На рисунке изображен Афанасий Алексеевич Столыпин – родной брат бабушки Михаила Юрьевича Елизаветы Арсеньевой. Именно к нему – артиллерийскому офицеру, участнику Бородинского сражения, а затем саратовскому помещику – были обращены слова: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?» Экспозиция выставки из цикла «Графический альбом Радищевского музея» размещена в двух залах графики.

В экспозиции зала зарубежной гравюры представлены более двадцати работ первой половины XIX века. Это редкие и разнообразные по жанру гравюры, авторами которых являются известные мастера европейской школы, а также неизвестные граверы.

Работа французского мастера Жана Годфруа «Венский конгресс» является центром экспозиции и одновременно ее логическим завершением.


Автор:  Новые времена

Возврат к списку


Материалы по теме: