Елена ЛУКЬЯНОВА: «Не только учить, но и учиться самим»
Роль высшего образования в современном обществе неуклонно повышается, и в деле своего профессионального образования молодежь уже все больше стремится к стандартам европейского уровня. Очевидно, что сегодня это становится одним из основных гарантов обретения престижной и высокооплачиваемой работы. В целях актуализации достижения высшего образования «Новые Времена» стремятся дать слово руководителям, которые осуществляют образовательную политику непосредственно на местах, минуя подводные камни и внедряя новые реформаторские технологии.
Сегодня своим видением ситуации с читателями делится доктор социологических наук, профессор Елена Лукьянова. Два месяца назад она была назначена директором Балашовского института СГУ, а до этого в течение нескольких лет успешно возглавляла в Балашове филиал аграрного университета. И потому теперь, обретя себя в качестве руководителя структурного подразделения нового вуза, Елена Викторовна призвана ставить цели и решать задачи в рамках деятельности классического университета. Она расказывает читателям «НВ»:
– Хочу отметить отдельно, что моя нынешняя работа имеет существенно иной характер, нежели это было в период руководства филиалом СГАУ. Это ведь не просто разные вузы – во многом разные системы. Помимо того, что сами образовательные профили разнятся в корне, есть серьезные различия и в плане объема, численности, структуры. Статус руководителя БИ СГУ требует высочайшей компетентности и максимальной отдачи, и потому, признаюсь, мне потребовалось определенное время, серьезный тайм-аут для анализа своих навыков и возможностей. И, лишь взвесив со временем все «за» и «против», я приняла предложение ректора СГУ Леонида Коссовича возглавить институт.
Балашовский институт СГУ – это сплав высокопрофессиональных кадров, блестящих научных разработок, хороших традиций и деятельного студенческого актива. Мне, как человеку, уполномоченному вести стратегическое управление, нет нужды проводить здесь какие-либо революционные преобразования. Тем не менее – и залогом тому мой предыдущий опыт , – я вижу ряд направлений, где работа должна иметь наиболее плановый и активный характер.
Во-первых, и это главное, Балашовскому институту следует максимально эффективно интегрироваться в процесс реформы высшей школы. Уже в этом году Саратовскому госуниверситету, в согласии с действующей Болонской конвенцией, предстоит вести прием абитуриентов на обучение по двухуровневой системе высшего образования – это программа подготовки бакалавров и магистров. Работать в этом направлении предстоит и нам в БИ СГУ. На днях институт посетил ректор – концепцию и нюансы предстоящего образовательного процесса Л.Коссович подробно осветил в ходе своей встречи с коллективом. В свете этого основополагающей своей задачей я считаю достижение максимальной ответственности от каждого педагога. Реформа высшего образования подразумевает массу сложностей, каждый шаг сопряжен с вероятностью недопонимания и даже кривотолков, и потому, пока вопросов здесь больше, чем ответов, всем нам предстоит длительная скрупулезная работа. Предстоит не только учить молодежь, но и учиться самим.
Балашовский институт СГУ скорей гуманитарный, нежели технический. А между тем бытует мнение – и небезосновательное, – что наши выпускники имеют на рынке труда меньшую профессиональную ценность, нежели «физики». Думаю, таковая ситуация вскоре уйдет в небытие: любому, даже самому высококвалифицированному инженеру-механику в деле модернизации производства необходим будет профессионал-гуманитарий; если угодно, рассматривайте это как неотъемлемую составляющую процесса.
В институте обучаются более четырех тысяч студентов. В рамках предстоящего набора будет открыто 420 бюджетных мест, и абитуриенты по обычаю поедут в Балашов как из районов Саратовской губернии, так и из Пензы, Волгограда, Воронежа и других регионов. Значит, им нужны профессии, которым здесь обучают. К тому же мы постоянно открываем новые специальности и направления подготовки, такие как «Биомедицинская инженерия» и «Прикладная математика»; в скором времени к ним добавится «Таможенное дело». Все эти факты неоспоримо свидетельствуют, что вуз, имеющий в своем активе более чем семидесятилетнюю историю, по-прежнему остается одним из ведущих образовательных учреждений Поволжья.
Вместе с тем БИ СГУ – еще и значимый градообразующий субъект. В свете этого по целому ряду параметров я считаю недопустимым то состояние, в котором он сейчас находится. Полтора десятка лет в институте не проводился капитальный ремонт – в ходе своего первого обхода институтских корпусов я была шокирована, увидев протекающие крыши. Струи воды устремлялись в подставленные ведра! Так работать нельзя. Необходимо срочно изыскивать резервы для укрепления материально-технической базы, ведь в институте, помимо худых крыш, сильно изношена мебель, а внешний вид большинства аудиторий никак не способствует имиджу современного вуза. Расположенный в самом центре города, Балашовский институт всегда был его гордостью, и в рамках доверенного мне руководства считаю своей прямой обязанностью сделать его образцово-показательным. И здесь свою важность имеют даже сугубо внешние атрибуты, такие, как флаг, геральдика, портреты российского президента и губернатора. В конечном итоге все это способно сформировать гордость за свой вуз и свой город – а заодно, стало быть, и к своей стране и своей истории. В итоге в плюсе оказываются и имиджевая составляющая, так и духовно-нравственная часть вопроса – в общем, все то, что так необходимо в деле воспитания молодежи.
Пока же, на мой взгляд, имеют место серьезные недоработки. Прежде, например, в институте бытовало пренебрежительное отношение к документообороту. Заступив на должность директора, я не обнаружила, в частности, годового плана, должным образом не была сформулирована и структура учреждения – как разобраться, кто и за что отвечает?!. Приказы и договоры оформлялись неправильно, инвентаризация становится невозможной из-за вконец запущенной документации, а трудовые книжки вообще велись из рук вон плохо. Вряд ли такой подход к делу может быть гарантом правильного начисления пенсий. Не удивительно, что многие работники, принявшие поначалу мои порядки в штыки, впоследствии признали их элементарное удобство.
Это, конечно, нюансы сугубо технического порядка. Но ведь разруха, как известно, начинается (и кончается, я уверена!) в голове. Человеческий фактор важен, однако, успех любого дела напрямую зависит от дисциплины и системного подхода. Не репрессии, не наказания определяют работу – скрупулезность и детальность.
С момента моего назначения на пост директора БИ СГУ. Я готова допустить, что мои первые шаги не всеми и не всегда могут быть истолкованы однозначно. Что ж, это не есть аномалия. Каждый менеджер, если он действительно пришел работать на совесть, стремится отыскать в новой команде сильные места и, соответственно, укрепить слабые. А потому критика коллектива, какой бы резкой она ни была, только способствует лучшему пониманию ситуации.
Я по своей натуре созидатель. И для общения с любым представителем своего коллектива открыта всегда. Сегодня мне хочется работать – причем работать много и хорошо. На позитив.
Сегодня своим видением ситуации с читателями делится доктор социологических наук, профессор Елена Лукьянова. Два месяца назад она была назначена директором Балашовского института СГУ, а до этого в течение нескольких лет успешно возглавляла в Балашове филиал аграрного университета. И потому теперь, обретя себя в качестве руководителя структурного подразделения нового вуза, Елена Викторовна призвана ставить цели и решать задачи в рамках деятельности классического университета. Она расказывает читателям «НВ»:
– Хочу отметить отдельно, что моя нынешняя работа имеет существенно иной характер, нежели это было в период руководства филиалом СГАУ. Это ведь не просто разные вузы – во многом разные системы. Помимо того, что сами образовательные профили разнятся в корне, есть серьезные различия и в плане объема, численности, структуры. Статус руководителя БИ СГУ требует высочайшей компетентности и максимальной отдачи, и потому, признаюсь, мне потребовалось определенное время, серьезный тайм-аут для анализа своих навыков и возможностей. И, лишь взвесив со временем все «за» и «против», я приняла предложение ректора СГУ Леонида Коссовича возглавить институт.
Балашовский институт СГУ – это сплав высокопрофессиональных кадров, блестящих научных разработок, хороших традиций и деятельного студенческого актива. Мне, как человеку, уполномоченному вести стратегическое управление, нет нужды проводить здесь какие-либо революционные преобразования. Тем не менее – и залогом тому мой предыдущий опыт , – я вижу ряд направлений, где работа должна иметь наиболее плановый и активный характер.
Во-первых, и это главное, Балашовскому институту следует максимально эффективно интегрироваться в процесс реформы высшей школы. Уже в этом году Саратовскому госуниверситету, в согласии с действующей Болонской конвенцией, предстоит вести прием абитуриентов на обучение по двухуровневой системе высшего образования – это программа подготовки бакалавров и магистров. Работать в этом направлении предстоит и нам в БИ СГУ. На днях институт посетил ректор – концепцию и нюансы предстоящего образовательного процесса Л.Коссович подробно осветил в ходе своей встречи с коллективом. В свете этого основополагающей своей задачей я считаю достижение максимальной ответственности от каждого педагога. Реформа высшего образования подразумевает массу сложностей, каждый шаг сопряжен с вероятностью недопонимания и даже кривотолков, и потому, пока вопросов здесь больше, чем ответов, всем нам предстоит длительная скрупулезная работа. Предстоит не только учить молодежь, но и учиться самим.
Балашовский институт СГУ скорей гуманитарный, нежели технический. А между тем бытует мнение – и небезосновательное, – что наши выпускники имеют на рынке труда меньшую профессиональную ценность, нежели «физики». Думаю, таковая ситуация вскоре уйдет в небытие: любому, даже самому высококвалифицированному инженеру-механику в деле модернизации производства необходим будет профессионал-гуманитарий; если угодно, рассматривайте это как неотъемлемую составляющую процесса.
В институте обучаются более четырех тысяч студентов. В рамках предстоящего набора будет открыто 420 бюджетных мест, и абитуриенты по обычаю поедут в Балашов как из районов Саратовской губернии, так и из Пензы, Волгограда, Воронежа и других регионов. Значит, им нужны профессии, которым здесь обучают. К тому же мы постоянно открываем новые специальности и направления подготовки, такие как «Биомедицинская инженерия» и «Прикладная математика»; в скором времени к ним добавится «Таможенное дело». Все эти факты неоспоримо свидетельствуют, что вуз, имеющий в своем активе более чем семидесятилетнюю историю, по-прежнему остается одним из ведущих образовательных учреждений Поволжья.
Вместе с тем БИ СГУ – еще и значимый градообразующий субъект. В свете этого по целому ряду параметров я считаю недопустимым то состояние, в котором он сейчас находится. Полтора десятка лет в институте не проводился капитальный ремонт – в ходе своего первого обхода институтских корпусов я была шокирована, увидев протекающие крыши. Струи воды устремлялись в подставленные ведра! Так работать нельзя. Необходимо срочно изыскивать резервы для укрепления материально-технической базы, ведь в институте, помимо худых крыш, сильно изношена мебель, а внешний вид большинства аудиторий никак не способствует имиджу современного вуза. Расположенный в самом центре города, Балашовский институт всегда был его гордостью, и в рамках доверенного мне руководства считаю своей прямой обязанностью сделать его образцово-показательным. И здесь свою важность имеют даже сугубо внешние атрибуты, такие, как флаг, геральдика, портреты российского президента и губернатора. В конечном итоге все это способно сформировать гордость за свой вуз и свой город – а заодно, стало быть, и к своей стране и своей истории. В итоге в плюсе оказываются и имиджевая составляющая, так и духовно-нравственная часть вопроса – в общем, все то, что так необходимо в деле воспитания молодежи.
Пока же, на мой взгляд, имеют место серьезные недоработки. Прежде, например, в институте бытовало пренебрежительное отношение к документообороту. Заступив на должность директора, я не обнаружила, в частности, годового плана, должным образом не была сформулирована и структура учреждения – как разобраться, кто и за что отвечает?!. Приказы и договоры оформлялись неправильно, инвентаризация становится невозможной из-за вконец запущенной документации, а трудовые книжки вообще велись из рук вон плохо. Вряд ли такой подход к делу может быть гарантом правильного начисления пенсий. Не удивительно, что многие работники, принявшие поначалу мои порядки в штыки, впоследствии признали их элементарное удобство.
Это, конечно, нюансы сугубо технического порядка. Но ведь разруха, как известно, начинается (и кончается, я уверена!) в голове. Человеческий фактор важен, однако, успех любого дела напрямую зависит от дисциплины и системного подхода. Не репрессии, не наказания определяют работу – скрупулезность и детальность.
С момента моего назначения на пост директора БИ СГУ. Я готова допустить, что мои первые шаги не всеми и не всегда могут быть истолкованы однозначно. Что ж, это не есть аномалия. Каждый менеджер, если он действительно пришел работать на совесть, стремится отыскать в новой команде сильные места и, соответственно, укрепить слабые. А потому критика коллектива, какой бы резкой она ни была, только способствует лучшему пониманию ситуации.
Я по своей натуре созидатель. И для общения с любым представителем своего коллектива открыта всегда. Сегодня мне хочется работать – причем работать много и хорошо. На позитив.
Районы муниципальных образований: Балашовский