Яндекс.Метрика

«Оборонка» на пороге глобальных изменений

«Оборонка» на пороге глобальных изменений

Очередная статья премьер-министра Владимира Путина, завершающая цикл программных материалов, посвящена теме стратегической безопасности России, ее оборонной мощи. В ней премьер обозначает основные приоритеты развития обороноспособности страны: создание новой армии, ее перевооружение, социальные гарантии военным, развитие оборонно-промышленного комплекса промышленности.

Об этом же говорил Президент РФ Дмитрий Медведев, когда находился с рабочим визитом в Саратовской области. А накануне публикации программной статьи премьер-министра в Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему «Состояние и проблемы модернизации оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации», в которых принял участие министр промышленности и энергетики Саратовской области Сергей Лисовский. Мы попросили министра прокомментировать ситуацию, которая сейчас сложилась в ОПК региона, и то, как она соотносится с тезисами, которые озвучил в своей статье Владимир Путин.

– Сергей Михайлович, как вы можете оценить слушания, прошедшие 16 февраля в Совете Федерации?

– Не могу не отметить, что за последнее время столь масштабное мероприятие по проблемам ОПК проведено впервые. Разговор получился интересным, живым, в нем были затронуты острые проблемы отрасли, о которых раньше не говорили, было внесено множество реформаторских предложений, которые ранее не всегда находили понимание у руководства Министерства обороны. Если вы обратили внимание, то сейчас пошла целая серия действий, которые доказывают необходимость пересмотра отношения к оборонно-промышленному комплексу. Буквально на днях президент Дмитрий Медведев подверг критике работу Минобороны по реализации гособоронзаказа, поскольку его исполнение в 2011 году было, мягко говоря, не блестящим.

– Страдали от этого, насколько известно, и предприятия ОПК Саратовской области?

– Страдали и страдают. Например, на техническое перевооружение Вольского механического завода и Саратовского завода приборных устройств в 2009–2011 годах были выделены федеральные средства в объемах, превышающих 100 миллионов рублей каждому, а сейчас выясняется, что первое из них будет загружено начиная с 2014 года – и это в рамках Государственной программы вооружения до 2020 года. А судьба второго до сих пор не определена из-за проблемы перепроизводства боеприпасов. Такая картина наблюдается по всей боеприпасной отрасли, в модернизацию которой вложены миллиарды рублей бюджетных средств. Или, к примеру, контракты на выполнение оборонзаказа заключаются в ноябре, тогда как готовую продукцию надо предъявить уже 25 ноября. Причем, такое происходит не только у нас, но и по всей стране. На парламентских слушаниях выступил директор Уралвагонзавода, который также заключал договоры в июле, а потом в авральном режиме выполнял заказ.

– На ваш взгляд, по какой причине такое происходит?

– Механизм управления отраслью крайне неэффективен: функции распределены между различными ведомствами. В 90-е годы денег не было, был план, а сейчас деньги есть, а планирования и формирования нет.

– То есть вертикаль управления, выстроенная в советские годы, развалилась за время отсутствия средств?

– Можно и так сказать. Действительно, прежняя система разрушена. В ней же все было четко и понятно: есть заказчик, есть заказывающее управление, которое специализируется по определенной отрасли, например, военно-морской флот. Головные предприятия знают, к какому сроку какой корабль нужен, какие ракеты требуется на него установить. А сейчас этого нет. Распределением заказа занимается сразу Мин­обороны РФ, Федеральное агентство по оборонному заказу, Департамент оборонных отраслей Минпромторга, Департамент оборонных отраслей правительства РФ!

– Планируют ли эту вертикаль «собрать» обратно?

– Такая мысль звучит в программной статье Путина, высказывался на эту тему и зампред правительства России, курирующий военно-промышленный комплекс и оборонзаказ, Дмитрий Рогозин. По его словам, следует лишить Минобороны большинства полномочий в сфере гос­оборонзаказа, а создать специальный самостоятельный орган, выведенный из-под влияния Министерства обороны. Для чего это нужно? Рогозин привел простой пример: стрелковое вооружение должен оценивать не генерал из Минобороны, а те капитаны и лейтенанты, которые в составе спецназа воюют в горячих точках и знают, какое оружие чего стоит.

Я тоже придерживаюсь мнения, что создание единого координирующего и управляющего органа позволит отладить четкую систему стратегического планирования, определения приоритетов, точек роста и направлений развития. В том числе оно сможет повысить эффективность использования бюджетных средств, которые идут на модернизацию оборонной отрасли. И тогда у нас не будет таких примеров, как Вольский механический завод.

– Путин пишет и о том, что оборонка должна работать и на гражданский сектор. Именно отсутствие такого взаимодействия привело к распаду СССР.

– Не думаю, что можно так категорично утверждать это. Перед каждым предприятием оборонной промышленности была поставлена задача (и она была правильной) выпускать товаров народного потребления как минимум на сумму заработной платы работников предприятия. Поэтому оборонка была вынуждена использовать свои технологии и для гражданского сектора. Я в свое время возглавлял Саратовский научно-исследовательский институт машиностроения (он был ведущим в области световодного волокна). Мы поставляли на экспорт светильники с использованием световодного волокна. И в тяжелые 90-е годы это нам помогло выжить.

– Почему бы и сегодня оборонным предприятиям не работать, в том числе, и на гражданский сектор?

– Это очень правильный вопрос. Многие предприятия оборонного комплекса именно так и живут, например, то же КБПА, которое из чисто конструкторского бюро превратилось в научно-производственный комплекс, где по замкнутому циклу осуществляется и разработка, и изготовление различных систем управления вертолетами. Зарабатывая как на военной продукции, так и на продукции гражданского вертолетостроения, КБПА перевооружилось исключительно за счет собственных средств. 356-й авиаремонтный завод также вел грамотную маркетинговую политику, не полагаясь только на заказы Минобороны. В начале нулевых моей головной болью был и завод «Корпус» – семь месяцев задолженности по зарплате, непонятные перспективы. Но за счет правильного подхода, решения новым руководством вопросов с руководителями основных предприятий космической отрасли завод встал на ноги. И сейчас завод активно сотрудничает с Саратовским государственным университетом, где не так давно открылась лаборатория метаматериалов, активно привлекая тем самым научное сообщество к решению глобальных стратегических задач. И таких примеров много, только, к сожалению, не все предприятия могут себе это позволить.

– Какова судьба петровского завода «Молот», за жизнь и работоспособность которого боролся губернатор Павел Ипатов?

– «Молот» также зависит от заказов холдинга «Гранит-Электрон», но он, в отличие от Завода приборных устройств, полностью зависящего от гособоронзаказа, оказался заложником неурегулированных отношений между двумя холдингами. Один из них строит корабль, второй обеспечивает системами управления. Взаимопонимания между ними нет. В итоге завод чуть было не оказался на грани банкротства. На парламентских слушаниях мне пришлось обращаться к генеральному директору Объединенной судостроительной корпорации, чтобы решить вопросы финансирования петровского завода. Правда, если на Заводе приборных устройств производится, в основном, специализированное оборудование, которое не перестроить на гражданский сектор, то «Молот» такую возможность имеет. Мы требуем, чтобы он вел себя активнее и на рынке гражданской продукции. Возможно сотрудничество с ОАО «РЖД».

– В статье Путина сказано, что «государство не может ограничиться только выставлением заказов на конкурсы». Какие вы видите пути поддержания оборонной промышленности?

– Сейчас есть прямая финансовая поддержка предприятий, когда государство выделяет средства на модернизацию и техническое перевооружение производств. Но это достаточно затратно. Мне кажется, наряду с этим, стоит предприятиям ОПК предоставить некоторые налоговые льготы. Близкую с моей позицию высказал руководитель «Роскосмоса» Владимир Поповкин. Смотрите, предприятие имеет льготы, если получает государственную поддержку на модернизацию. Как высказался Поповкин, следует стимулировать максимальное вложение собственных средств предприятия. Кстати, это предложение, как и многие другие, вошло в итоговую резолюцию парламентских слушаний.

Замечу, что я впервые за последнее время услышал столь критичную оценку оборонно-промышленного комплекса как со стороны руководителей страны, так и сенаторов. Как мне кажется, это залог принятия квалифицированных и правильных решений и их реализации в данной сфере.

Справка «НВ»

В настоящее время оборонно-промышленный комплекс Саратовской области состоит из 30 крупных и средних промышленных предприятий, НИИ и КБ, представляющих все основные подотрасли оборонной промышленности. Определяющими лицо ОПК Саратовской области, «тремя китами», являются подотрасли: электронная, авиационная и сухопутная (производство, модернизация и ремонт боевых машин).

Предприятия выпускают наукоемкую продукцию практически для всех видов войск Вооруженных сил Российской Федерации, причем многие изделия являются уникальными и не производятся другими российскими заводами. 20 предприятий ОПК региона интегрированы в корпорации, в том числе 14 – в крупнейшую российскую корпорацию «Ростехнологии».

Доля продукции, поставляемой предприятиями ОПК и машиностроения области для нужд Вооружённых сил Российской Федерации, в общем объеме производства по отдельным предприятиям колеблется от 7 до 97% и в целом по комплексу составляет около 50%. По этой причине формирование и реализация предприятиями области «портфеля заказов» Министерства обороны РФ и головных исполнителей ГОЗ является предметом постоянного внимания и поддержки со стороны правительства области.

В 2010 году вступили в силу два важнейших для отрасли документа – «Основы государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса до 2020 года» и Государственная программа вооружений на 2011–2020 годы, согласно которым Вооруженные силы должны получить новый современный облик, а оборонно-промышленный комплекс – оснастить их вооружением мирового уровня, доля которого к концу планового периода должна составить 70 процентов.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №7 (454)
Автор статьи:  Анна МУХИНА
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: