Яндекс.Метрика

Дорогое «удовольствие»

Дорогое «удовольствие»

О том, что от маршрутных «газелей» пора отказываться, говорят уже давно. Однако обычно речь идет об их замене автобусами большей вместимости. Саратовские муниципальные власти решили по-другому и вместо них санкционировали закупку МУПП «Саратовгорэлектротранс» 50 микроавтобусов «форд» и «мерседес» которые будут курсировать по маршрутам № 110, 93, 76, 60, 10. Казалось бы, шаг в сторону прогресса сделан, и «ветеранов» местных автоперевозок сменяют новые авто, однако, как всегда, общественность усмотрела в покупке немало подводных камней.

В первую очередь заинтересовала людей цена новых микроавтобусов, ведь каждый из них стоит в стандартной комплектации от 1,2 («форд») до 1,5 («мерседес») миллиона рублей, в то время как пассажирская «газель» обошлась бы муниципальному предприятию всего от 550 до 750 тысяч рублей в зависимости от комплектации. При этом не стоит забывать, что руководство МУПП «Саратовгорэлектротранс», которое уверенно идет к тому, чтобы стать крупнейшим автоперевозчиком областного центра, регулярно заявляет о предбанкротном состоянии предприятия и его многомиллионных долгах перед поставщиками ТЭР. В этом случае покупка дорогостоящих микроавтобусов вызывает больше вопросов, чем ответов. Ведь несмотря на то, что количество посадочных мест в новых авто больше, стоимость их техобслуживания несравнимо выше. Вот и получается, что особой финансовой выгоды МУПП от этой замены не получит – скорее наоборот. Если, конечно, возить людей будут только на сидячих местах…

В последнее время много говорят об удобстве и безопасности новых маршрутных такси. Так бы оно и было, если бы не несколько «но». Во-первых, водители на них и, соответственно, их стиль вождения, знакомый всем без исключения автолюбителям, вряд ли изменятся. Только машина станет помощнее. А плюс это или минус в этой ситуации – вопрос весьма спорный. Во-вторых, если в «газель» из-за низкого потолка пассажиров при занятых сидячих местах не берут, то водители «мерседесов» и «фордов», как показывает практика, о подобных условностях забывают – им позволяет это делать высота авто. И помимо двух десятков сидячих мест там оказывается занято еще полтора десятка стоячих. Так что не только о комфорте – даже о банальном удобстве в данном случае говорить не приходится. Так же как и о безопасности.

«Это просто невозможно. Мы едем даже не как сельди в бочке – как кильки в банке. Дышать нечем, потому что окна не открывают, а кондиционер не включают. Чтобы пролезть в переднюю дверь, нужно пробиваться через плотно спрессованные потные тела. Тот же самый отвратительный блатной шансон из колонок, такое же хамство водителей. Лучше бы закупили нормальные большие автобусы – сколько можно издеваться над людьми. Или хотя бы в старых «газелях» водителей сменили. А то понабрали, как будто по объявлению…», – негодует жительница Саратова Валентина Сердюкова. Еще один постоянный пассажир маршрутных такси Алексей Иванов и вовсе откровенно говорит, что предпочитает старенькие «газели»:

«Знаете, по мне, так лучше постоять и подождать лишние десять минут, а потом с комфортом сидя доехать до нужного мне места. А то выходишь из этих новых маршруток в час пик – и как будто в баню сходил. Нет, они, может, машины и неплохие. Только водители забивают их народом так, что двери не закрываются. И тогда они становятся похожи на настоящую газовую камеру. Хотя, конечно, если ехать в пустой машине, то я выбрал бы «мерседес». Беда в том, что ехать на работу и возвращаться домой приходится именно в самые загруженные часы», – сетует респондент «НВ».

Вот и получилось, что с санкции муниципальных властей (которые, кстати, в полном составе присутствовали на презентации новых микроавтобусов) в «Саратовгорэлектротрансе» поменяли шило на мыло. То есть пыхтящие и разваливающиеся на ходу «газели» на значительно более дорогостоящие аналоги, увеличить доходность которых можно только за счет уменьшения безопасности и удобства пассажиров. А с тем, что «мерседес» или «форд» лучше продукции отечественного автопрома, спорить никто и не собирается. Так же как с тем, что «бентли» или «майбах» куда лучше «мерседеса» и «форда»…

Слова же чиновников о модернизации системы городских автоперевозок довольно неубедительны. Просто древние и совсем уж не пригодные к использованию микроавтобусы отечественного производства заменили более современными. Однако это ничуть не разгрузит городские улицы. Ситуация может улучшиться только в том случае, если власти волевым решением откажутся от использования всех микроавтобусов, заменив их транспортом большой вместимости. Только в этом случае можно будет несколько улучшить ситуацию на дорогах, не экономя при этом на безопасности и удобстве пассажиров. Да и экономически использование автобусов куда более выгодно. Понятно, что часть маршруток так или иначе придется оставить – тех, что работают «на подвозе» массы пассажиров к основным городским транспортным артериям. Однако перевести все «топовые» маршруты на транспорт большой вместимости и закрыть дублирующие их придется. Если, конечно, господа муниципальные чиновники от транспорта и вправду хотят улучшить дорожную ситуацию в городе, а не только «надувать щеки» и выдавать желаемое за действительное. К сожалению, в последнее время все чаще и чаще складывается именно такое впечатление.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №38 (438)
Автор статьи:  Сергей СМОЛИН
Рубрика:  Автоклуб «НВ»

Возврат к списку


Материалы по теме: