Яндекс.Метрика

«Мыльный» бизнес

«Мыльный» бизнес

Классический образ бабы Мани со шваброй сегодня плохо сочетается с офисным евроремонтом. Все больше популярны работники в стильной униформе с навороченной спецтехникой. В рекламных газетах появились целые разделы под названием: «клининговые услуги». Слово «клининг» пока еще не у всех на слуху, ведь бизнес этот только пробует прижиться в саратовских рыночных джунглях.

Деньги из пузырей

Клининг – не ругательное слово. От английского «сlean» – значит убирать, чистить. Это сфера услуг, в которой благоустроенные помещения солидных офисов убирают профессионалы. На Западе научились делать деньги из мыльных пузырей раньше нашего – на 100 лет. Как различают манеру игры на гитаре, так различают стратегию выстраивания уборочного бизнеса. Есть американский, европейский и даже азиатский клининг. Различия вносят особенности климата, географии, менталитета. А самое главное, исторические особенности развития той или иной страны. В России на большинстве территории – суровый климат: дожди, снега, ветры. Всему этому сопутствует грязь. Благоприятные условия для развития промывочного бизнеса. Но беда в том, что рыночные отношения стали формироваться у нас лишь в начале девяностых. Тогда-то и появились первые клининговые компании. Преимущественно бизнес был «привозным». Шустрые западные клинеры подсчитали, что в нашей стране можно «сделать» не один миллион зеленых.

Но идею разделения обязанностей, в том числе и хозяйственных, надо было привить. Первыми клиентами заморских уборщиков стали банки. За ними подтянулись торговые центры. Компании росли как грибы, их открывали уже местные умельцы. В итоге сейчас они ежегодно осваивают по 100 миллионов долларов. Настоящий Клондайк для профессиональных уборщиков – Москва и Питер. И это не случайно: там больше всего инвестиций, а значит больших офисных, торговых площадей. В Москве их чистотой заняты не менее 300 фирм. Они работают в три смены, как службы скорой помощи. Многие, чтобы проще было выжить, объединяются в ассоциации.

У нас число клининовых компаний куда скромнее. В Саратове их всего пять.

В бизнес без страховки

Норма на рынке, когда новичок без спасательного круга, по наитию выходит туда. Один из управляющих мне рассказал историю открытия своего уборочного дела. Походила она на анекдот:

«Никаких анализов рынка я не делал. Просто купил для жены «игрушку». В соседнем городке у нее была клининговая компания. Но там ничего не получилось. Она расплакалась, еще, говорит, попробовать хочу. Дома сидеть не хочу. А мне жалко, что ли, каких-то там 10 тысяч долларов. Вот и открыли в Саратове фирму».

Есть и такие «игроки» на рынке, которые появились не случайно. Некоторые прежде «прощупали почву». Они сначала организовали сопутствующий бизнес, например, торговлю профессиональной химией. Изучив спрос и предложение на практике, так сказать, со спасательным кругом вышли в «свободное плавание».

Сложно сказать, проводил ли кто из клининговых фирм маркетинговые исследования. Большинство признает, что – да. Однако реально оценить, на что замахнулись, у многих не получается. Владельцы фирм теряются в догадках по поводу городского объема рынка.

В Саратове 3 миллиона кв. м площадей, которые в принципе можно было бы подвергнуть комплексной уборке. По статистике, из них:

– торговых – 339832 кв. м;

– общественного питания – 114768 кв. м, к тому же общедоступных – 57498 кв. м;

– складских – 178213 кв. м.

С этих площадей можно ежегодно «иметь» порядка 3 миллионов долларов выручки.

Только планы

Однако реальность такова, что имеющийся объем площадей местные клинеры не могут освоить. Почему? Не потому, что фирм мало. Просто бизнес очень специфичный и приживается у нас, как все «заморское», по своей программе. Трудностей хватает.

Прежде всего, пока народ не осознал привлекательности нового бизнеса. Клинеры признаются, что в некоторых офисах разговаривают с ними как с людьми второго сорта. Иной раз даже платить за предоставленные услуги отказываются.

Другое довольно привычное для наших дней препятствие развитию рыночных отношений – финансы. Многие фирмы, чтобы выжить, экономят на всем, в том числе и на чистоте. А значит, и на имидже компании, предприятия. Можно перефразировать известный слоган: «Имидж – ничто. Когда денег нет».

Нет у нас и по-настоящему крупных площадей с евродизайном, которые бы загружали работой клинеров. Здесь наверняка без профессиональной помощи не обошлось бы. Да и без грамотного ведения бизнеса тоже. Ведь клининг основан на так называемом аутсорсинге. Это еще одно заимствование из английского. Переводится как «ресурсы извне». То есть фирма или компания, чтобы не отвлекаться от прямых своих обязанностей, от зарабатывания денег, может привлечь к хозяйственной работе специалистов. К тому же договорные отношения освобождают руководителя от уплаты налогов и страховок с зарплат своих сотрудников.

Среди постоянных клиентов местных клининговых фирм – банки, некоторые рынки и торговые центры. Это всего лишь 10% от общего числа крупных клиентов.

Где отказываются от сотрудничества с профессионалами? Там, где организовывается своя клининговая служба. Так произошло, например, в торговом центре «Форум»: «Первые полгода после открытия у нас работали клинеры. Но потом мы подсчитали затраты. Пришли к выводу, что выгоднее содержать своих уборщиков, – признается представитель торгового центра Оксана Кубанкина. - С нашей службой арендаторы заключают договора. К тому же, думаем, работоспособность наших уборщиков лучше. Они знают особенности нашего бизнеса, и мы за хорошую работу выписываем премии».

Львиная доля заказов местных клинеров, порядка 80%, - разовые. Сейчас из-за экономии средств даже правительство выбирает такую форму сотрудничества. Мастера клининга там появляются только перед сверхторжественными случаями. Перед инаугурацией, приездом федеральных высокопоставленных чинов. Все остальное время там работают свои уборщицы, по старинке – со шваброй, тряпкой и ведром.

Чем чистят, чтобы стало чисто?

В профессиональной уборке не положено применять хлорсодержащие химикаты. Запад от этого давно уже отказался. Испарения хлора вредны для людей и окружающей среды. Закупаются химикаты немецких, английских, итальянских фирм. Эти же страны импортируют и уборочное оборудование. Ценовая политика плотно связана с курсом евро, доллара. В погоне за прибылью некоторые саратовские «мастера» в работе используют суррогатные химикаты, с примесями хлорсодержащих препаратов. Зачастую к этим нарушениям располагают и местные работники СЭС. Они привыкли к старым меркам: чисто – значит, пахнет хлором.

Сервис – саратовский, цены – московские

Чтобы отчасти увеличить число заказов, клинеры расширяют набор услуг. Так, недавно они начали чистить и обеззараживать канализации, а также убирать помещения после пожара.

Самые популярные услуги в Саратове – уборка помещений после ремонта; чистка ковролина, мягкой мебели; восстановление мрамора и гранита, линолеума и паркета, мытье окон и зеркальных поверхностей. Ценовой разбег от 30 рублей до 200 рублей за кв. м. Зависит от того, что мыть и от чего оттирать. Самым сложным и трудоемким считается очистка мрамора, гранита, различных металлов, канализаций. Особенно если все это покрыто толстым слоем машинного масла или другим «въедливым» составом. Комплексная уборка помещений (влажная и сухая протирка напольных покрытий и стен, мойка сантехники, сухая чистка ковров пылесосом) стоит в среднем 35 рублей кв. м. Эти расценки не сильно отличаются от московских.

Сколько стоит быть клинером?

Несмотря на это, труд клинера оплачивается не по московским стандартам. Саратовская заработная плата – от 3000 до 5000 рублей. Столичная же – 400 у. е., то есть 12 тысяч рублей.

Типичный образ нашего уборщика – женщина бальзаковского возраста со средним или техническим образованием. Им посменный график наиболее удобен. Да и с такой зарплатой они могут смириться: 45 лет – возраст не особо ходовой на рынке труда.

Управленцы-клинеры ценят больше всего старательность, опрятность, выносливость. Есть и такие, которым подавай в дополнение ко всему этому набору если не интеллектуальность, то хотя бы просвещенность. Говорят, невежество отпугивает клиентов. Но интеллектуалы на маленькую зарплату не идут. Поэтому палочка-выручалочка для уборочных фирм – пенсионерки и «пионерки». Студенты, как известно, много денег не просят.

Еще одно важное условие в подборе кадров – они должны быть саратовскими. Иногородних принимают неохотно. В неофициальной беседе управляющие признаются, что боятся воровства. Ведь компании активно сотрудничают с частниками, которые живут в дорогих коттеджах.

Процентов десять от общего штата все-таки мужской пол. Без их могучих рук с некоторыми видами работ сложно справиться. К примеру, чтобы отмыть цех от мазута или других масел, применяют мощную технику. Ее габариты может укротить только настоящий мачо. У нас их заменяют пенсионеры, в редких случаях – молодые работяги.

Большой штат – с начальниками отделов, менеджерами объектов – саратовским фирмам «не по плечу». Всех новичков обучают наставники. Как правило, в их роли замы гендиректоров. У них есть опыт – ускоренные курсы в Москве или за границей. Свои знания они прививают бывалым работникам, а те – остальным по цепочке. Учат, как смешивать химикаты, как обращаться с дорогостоящей техникой. Ну а опыта клинеры набираются на реальных объектах.

Что получится, если долго мучиться?

Перспективы развития клинингового рынка «вырисовываются» неплохими. В строительстве областная власть планирует к 2008 году выйти на 1 миллион кв. м в год. Есть планы расширения торговых площадей. Еще в апреле подписан договор о намерениях со шведами – представительством фирмы IKEA. Они собираются развернуть у нас торговлю модной мебелью. Икеевцы облюбовали примерно 60 гектаров городских окраин. Это дополнительно 600 тысяч кв. м.

А если очень захотеть как клинерам, так и чиновникам, уборочные компании заменят в ближайшем будущем услуги МУ ДЕЗов и ДЕЗов. То есть возьмут на себя функции подрядчиков в коммунальной сфере. Не надо будет снова организовывать и перестраивать систему, фирмы уже существуют. Собственники жилья могут легко подписать с ними контракт. Причем у них будет выбор, ведь уборочных фирм несколько. Возможно, что их станет еще больше, при условии, что будет спрос на услуги. А конкуренция, как известно, приводит к разумной ценовой политике, а значит, к доступности услуг.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №34 (146)
Автор статьи:  Елена ПОЛЯКОВА
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: