Яндекс.Метрика

Гололед – не стихия

Гололед – не стихия

Последние сообщения из регионов напоминают фронтовые сводки. Виновники всех происшествий – снегопад и гололед. Из-за погодных условий нарушена работа систем электро-, тепло- и водоснабжения в нескольких районах Ульяновской области.

Аналогичные проблемы с энергоснабжением в Самарской области и Татарстане. Несколько автодорог в Хакасии закрыты для движения общественного транспорта из-за гололеда и снежных заносов. Краевая комиссия по ЧС приняла решение о закрытии движения по трассе «Пермь-Екатеринбург». Комиссия по чрезвычайным ситуациям Кургана выделила дополнительно финансирование на устранения последствий сильного снегопада. В Приморье несмотря на то, что в этом году после снегопада многие подъемы полностью засыпали песком, ситуация не улучшилась. Смесь снега, песка и соли превращается в грязную кашу, по которой практически невозможно проехать. В Екатеринбурге блогеры возмущены, что автомобили из-за гололеда «таскает« по всей проезжей части - через каждые 100 м на обочинаx машины с разбитыми бамперами. В Нижнем Тагиле оказались завалены снегом остановочные комплексы и дворы. Уборочной техники не хватает. На скользких дорогах резко возрастет количество ДТП и увеличивается число пострадавших.

Не дать снегу прилипнуть

Казалось бы, все средства для борьбы с зимней скользкостью у дорожников есть. Песко-соляная смесь в избытке. Уборочной техники тоже хватает. Недостатка в дворниках тоже нет… Основная проблема в том, что коммунальные службы умеют устранять последствия снегопадов и гололеда, но не умеют действовать превентивно. Основная проблема в том, что снег быстро прилипает к дороге, затем в короткий промежуток времени образуется снежный накат и следом уже гололед. На участках дорог, где наблюдается сильное обледенение дорожного покрытия, песчано-соляная смесь становится бессильной. Единственно, что она может сделать – это добавить фрикционных свойств дорожному покрытию и то ненадолго. После проезда 500 машин фрикционные свойства песка улетучиваются.

Бороться с гололедом занятие долгое и неэффективное. Легче его предотвратить. Для этого нужно, чтобы снег не прилип к дороге. Если непосредственно перед снегопадом дорогу обработать жидким соляным составом, то снег будет легко убираться и машины поедут уже по чистому асфальту. Такой метод уже давно и успешно применяется в столице. И если посмотреть ежегодную сводку новостей, в Москве происходит меньше всего тяжелых аварий, связанных с гололедом. Как результат, в столице шипованная резина нужна максимум две-три недели за весь холодный период. Московские коммунальщики перенесли на российскую почву все лучшее, что применялось для борьбы с зимней скользкостью в Европе и США. Основная идея – не устранение последствий, а профилактические меры.

Главное – технология

Профилактика гололеда – это единственное, что эффективно работает. Это уже поняли в Минтрансе и сегодня в тестовом режиме по регионам начали обкатывать программу «Чистые дороги – чистый город» и внедрять новые технологии для дорожных служб. Регионы начали закупать новую современную технику и противогололедные материалы для борьбы с зимней скользкостью. Однако техника без технологий и регламентов работать не сможет.

Придется перестраивать мышление сотрудников дорожных и коммунальных служб на всех уровнях – от дворников до директоров. Сегодня они работают по примитивной схеме – разбрасывая соль с песком на дороги. В результате чего до 40% этой смеси оказывается на обочине, создавая серьезные экологические проблемы. Система предупреждения гололедных явлений требует точного почасового прогноза по снегопаду. Нужна техника, обеспечивающая точную дозировку, и люди, умеющие с ней обращаться. Необходимы современные противогололедные реагенты. Ну и главное, это не избавляет дорожно-коммунальные службы от работы по очистке города или трассы от снега. Если не производить своевременную уборку, чуда не случится. В системе предупреждения гололеда успех определяет выверенная стратегия, а вовсе не новый тип противогололедного материала, как некоторые до сих пор уверены. Процесс перехода на новую технологию в регионах идет медленно. Коммунальщики слишком инертны. Однако в Краснодаре, Саратове и Ульяновске программа модернизации зимнего содержания «Чистые дороги – чистый город» постепенно внедряется. Власти этих регионов решили, наконец, избавиться от одной из основных причин тяжелых ДТП в России – зимней скользкости.



Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №46 (399)
Автор статьи:  Роман КОРНИЛОВ, эксперт «Центра за безопасность российских дорог»
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: