Яндекс.Метрика

Казалось, что мы находимся в храме!..

Это поистине знаменательное событие в культурной и духовной жизни Саратова прошло с большим ажиотажем. Публика заполнила огромный зал, где выделялись украшения ручной работы, задолго до начала концерта. Билеты были распроданы, и в зале не было свободных мест. И даже те, кто приехал из районных центров, шли к консерватории с надеждой на «лишний билетик».

Это произведение, являясь вершиной русской церковной музыки, написанное композитором в разгар Первой мировой войны, считается поистине венцом «московской школы» русской духовной музыки. В основу этой хоровой симфонии композитором были положены древние церковные распевы — знаменный, греческий, киевский. По причине сложности произведения в церковную практику вошло в основном исполнение отдельных частей «Всенощной». Значимость этого произведения еще и в том, что именно «Всенощное бдение» Рахманинова стало первым произведением духовной музыки, которое было записано на грампластинку в Советском Союзе. Для этой записи Государственный академический русский хор СССР под управлением А. Свешникова разучивал «Всенощную» в течение нескольких лет.

Регент сводного хора Светлана Хахалина как никто другой знает о том, насколько сложное это монументальное произведение и как важно его исполнение сегодня:

– «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова — это сложнейшее хоровое произведение, которое требует высокого исполнительского мастерства. И мало кто представляет, что за блестящим исполнением скрывается кропотливая, напряженная работа хора и регента. Сложность заключается в том, что Рахманинов создал это произведение для большого хора. Нам для этого потребовалось свести пять саратовских хоров. И теперь в составе нашего сводного хора 85 человек, которые разделены на 12 голосов. В обычном хоре их всего четыре. Еще очень важно, чтобы было большое количество низких басов, а найти их бывает сложно. Но не только из-за сложности технических моментов «Всенощное бдение» является эталоном исполнения церковных песен, но и из-за его духовного смысла. Не каждый может спеть это произведение, потому что его нужно прочувствовать, раствориться в нем.

– Светлана, а как появилась идея исполнить такое несравненное произведение, не страшно было не потянуть?

– Сама идея исполнения в Саратове «Всенощного бдения» зародилась у Епископа Саратовского и Вольского Лонгина. С начала мало кто верил в осуществление этого замысла. Было много скептиков, которые считали, что у нас не получится. Но после кропотливой трехмесячной работы саратовцы впервые услышали произведение С.В.Рахманинова в марте на всенощном бдении в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

– Есть какие-то рекомендации по восприятию «Всенощного бдения»?

– Все произведение состоит из так называемых 15 номеров, которые полагается исполнять и слушать без перерыва. Аплодировать при этом тоже не нужно, и перед началом концерта об этом предупредили зрителей. Однако уже после второго номера зал взорвался аплодисментами, не выдержав эмоций, которые, видимо, переполняли. Когда я повернулась лицом к зрителям после окончания всего произведения, в глазах многих были видны слезы и желание слушать еще и еще. Я думаю, что главное, чего мы ожидали от исполнения этого произведения, мы добились – никто не остался равнодушным. Многие слушатели после концерта признавались: «Когда звучало «Всенощное», казалось, что мы находимся в храме!».


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №22 (375)
Автор статьи:  Ольга МОСКВИЧЁВА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: