Яндекс.Метрика

Инновационный рычаг

Инновационный рычаг
Всего лет 15 тому назад первые отечественные СВЧ-печи и видемагнитофоны ВМ-12 можно было купить только в Саратове. На знаменитом «Тантале» были созданы уникальные технологии производства видеомагнитофонов по замкнутому циклу, микроволновых печей, связи, электробытовых товаров, комплекта газовой автоматики. Об этих временах электронного прорыва не случайно вспомнили на депутатских слушаниях на тему «О реализации инновационной политики в Саратовской области».
Высокотехнологичный потенциал
Обсудить, как реализуется на территории Саратовской области инновационная политика, в каком состоянии сегодня находятся научно-техническая и инновационная сферы региона, насколько эффективна нормативная правовая база для обеспечения развития инновационной экономики, собрались на очередном заседании облдумы депутаты, ученые, руководители предприятий, бизнесмены и студенты социально-экономического университета. Главная стратегическая задача – общими силами найти конкретные решения существующих проблем.
Оптимистичный тон заседанию задал доклад министра промышленности и энергетики Саратовской области Александра Никонова. Перевод российской экономики на инновационные рельсы сегодня, в условиях кризиса, становится более актуальным, чем раньше. Если не модернизировать хозяйственный комплекс в кризисный период, после его окончания Россия окажется в хвосте вереницы стран, экономика которых будет развиваться на новом технико-технологическом уровне.
– Саратовская область имеет высокий научно-технический и инновационный потенциал, высококвалифицированные научные и инженерные кадры, – отметил министр. – В 2008 году 55 предприятий осуществляли инновационную деятельность, а 53 предприятия и организации выполняли научные исследования и разработки. По количеству созданных передовых производственных технологий Саратовская область входит первую десятку среди субъектов РФ.
Наука без финансов
Депутатов интересовало, почему же при таком потенциале количество не дает качественного роста региональной промышленности. Факторов, по мнению министра, несколько, и некоторые из них, к сожалению, переросли в ряд негативных тенденций. В частности, численность работников, выполняющих исследования и разработки, снижается на 6-8% ежегодно. Кризис, который теоретически должен был стимулировать поиск новых технологий, фактически приводит к сокращению расходов на научные разработки и подготовку квалифицированного персонала. Низка величина научно-исследовательских затрат в расчете на одного исследователя (в 2008 году – 337 тыс. руб.), тогда как у большинства регионов ПФО этот же показатель свыше 400-450 тыс. руб. Например, в Самарской области – 442,8 тыс. руб., Ульяновской – 449,7 тыс. руб., Нижегородской – 539,2 тыс. руб. Одной из насущных проблем развития научно-технического потенциала остается слабое обеспечение материально-технической базы науки.
Самой острой проблемой министр назвал дефицит финансовых ресурсов, необходимых для поддержки компаний, внедряющих инновации. Процентные ставки по кредитам, которые предлагаются предприятиям, планирующим запуск новых технологий и современных продуктов, делают рентабельность нулевой, а зачастую и отрицательной.
Ситуацию необходимо менять. Для этого сделано и делается много. В сфере управления инновациями в Саратовской области с 1998 года реализуется программно-целевой метод. Раздел по инновационному развитию был включен в три программы развития промышленности и программы социально-экономического развития Саратовской области. А начиная с 2010 года, в соответствии с решением Совета при губернаторе области по науке и инновациям Саратовской области и Совета экономического развития при губернаторе области от 5 декабря 2006 года областным министерством промышленности и энергетики был разработан проект инновационной научно-технической программы «Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 годы». Программа утверждена постановлением облправительства.
Единое инновационное пространство
Министр представил программу как первый системный документ в плане развития региональной инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности, обес¬печивающей формирование «цепочки» потребителей результатов инновационной деятельности на каждом ее этапе.
На какой отрезок времени выпадут первые результаты от работы программы в Саратовской области, пока сказать сложно. Многое зависит от финансирования и соответствующих нормативных документов. Примером могут служить законы Томской области о развитии инновационной и научной деятельности, законы Омской области о развитии технопарков, научно-технической политике, развитии инновационной деятельности. В целом необходимо сформировать единое экономико-правовое пространство инноваций, четко структурированное в пределах нашей огромной территории. В нем каждый регион в сочетании с другими территориями и федеральным центром будет выглядеть столь же гармонично, как русская матрешка.
Развитие инфраструктуры региональной инновационной системы позволит перейти к созданию территориально-производственных кластеров инновационного типа по четырем прорывным направлениям: нано-, био-, лазерных и IT-технологиям. К 2014 году на базе четырех кластеров предлагается сформировать Парк высоких технологий, который позволит обеспечить территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики области. Функционально технопарк будет разделен на 3 зоны: индустриальную, учебно-научно-инновационную, деловой центр, включающий постоянно действующий выставочный комплекс. Программой предусмотрена реализация в течение 5 лет свыше 200 инновационных проектов на общую сумму более 7 000 млн руб. Общий объем финансового обеспечения, необходимого для реализации программы, составляет 10 404 млн руб., в том числе: за счет средств областного бюджета – 1 004 млн руб., или 10% от общей суммы финансирования программы (2010 год – 203,6 млн руб.; 2011 год – 240,4 млн руб; 2012 год – 258,0 млн руб.; 2013 год – 302,0 млн руб.).
Лед тронулся
Еще совсем недавно казалось, что у отечественной промышленности высоких технологий нет шансов привлечь внимание инвесторов. Но все течет, все изменяется. Федеральный центр провозгласил и начал создавать инновационную систему в виде наукоградов, особых экономических зон, технопарков, бизнес-инкубаторов. Вместе с тем инновационный перевод экономики во многом зависит от стимулирующей роли вырабатываемой центром налоговой, амортизационной, таможенной, бюджетной политики, других прямых и косвенных мер центра, направленных на то, чтобы вызвать интерес предпринимателей к перестройке производства. Жизнь доказала, что без интереса предпринимателей к разработке и введению в производство новых технологий, новой техники немыслимо инновационное развитие России, как и любой другой страны. Меры, принимаемые государством, и первые результаты показали, что там, где есть инновации, где их продолжают внедрять, ситуация, несмотря на кризис, наиболее благоприятная.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №10 (363)
Автор статьи:  Ирина ПЕВЦОВА
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: