Яндекс.Метрика

Пришельцы, или Передел по-самарски

Пришельцы, или Передел по-самарски

ОАО «Элмаш», ЗАО «Реф-СОИ», ЗАО «Территориальный проектный институт «Саратовпромпроект», ОАО «Волгомост». Все эти предприятия были приобретены фирмой ООО «RBE» за период с начала 2004 года. А в первых числах июня стало известно, что эта самарская компания пригляделась к ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие». Проще говоря – к речпорту, что находится в поселке Юриш.

Таким образом, мы стали свидетелями грандиозной скупки, которую местные эксперты оценивают как райдерскую атаку на саратовскую промышленность. Правда, ОАО «Волгомост» стоит здесь особняком. Вначале «RBE» скупила 16,7% акций данного предприятия, а затем уже продала этот пакет самарской группе компаний «СОК». По мнению менеджеров «RBE», им «поступило интересное предложение в отношении цены» акций «Волгомоста» со стороны «СОКа». А вот остальные предприятия принадлежат «RBE», в которых эта фирма имеет почти 100-процентное долевое участие. Скандальная история с покупкой акций речпорта уже освещалась в саратовских СМИ. Но очень многое при этом оставалось неясным, что порождало слухи и недомолвки. Поэтому наши корреспонденты обратились и к той, и к другой стороне за разъяснениями.

ОТВЕЧАЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ООО «RBE» ДМИТРИЙ БЕГУН

– В Саратове компании «Самкон», «СОК» и «RBE» зачастую связывают друг с другом. Непонятно, кто у кого хозяин и каковы взаимоотношения между этими структурами?

– ЗАО «Строительная компания «Самкон» имеет отношение к «RBE» только по линии одного из учредителей. В Саратове «Самкон» никакой деятельности не ведет, а занимается исключительно строительством жилья в Самаре, Сызрани, Дмитровграде. Поэтому «Самкон» не может никоим образом вести скупку акций ни речпорта, ни какого-то другого предприятия в Саратове. Все операции с недвижимостью, покупкой или продажей объектов, а также управлением, ведет ООО «RBE-Саратов».

С группой «СОК» у нас обычные партнерские отношения. По каким-то проектам, например, как в случае с «Волгомостом», мы выступали как партнеры. Говорить о том, что мы действуем в тандеме, я бы не стал. Просто, когда появляются совместные бизнес-интересы, мы работаем вместе. Нет таких интересов – каждый занимается своим делом. К тому же у группы компаний «СОК» другое направление, чем у «RBE». Наша стихия – это операции с недвижимостью и управление недвижимостью, «СОК» в большей степени занимается производством комплектующих для автомобильной промышленности и еще дорожным строительством.

– Вас называют райдерами, то есть, захватчиками предприятий...

– Похоже, в Саратове привыкли к тому, что здесь все решается на уровне друзей или знакомых. Я не согласен с такой точкой зрения. Мы просто находим определенные объекты, какие-то виды бизнеса, которые либо недооценены, либо используются неэффективно. А в иных случаях можно говорить и о неэффективном собственнике. Какие-то объекты мы покупаем, другие продаем, а третьи оставляем в собственности «RBE» и управляем этим бизнесом.

– Что будет с теми предприятиями Ленинского района, которые вы приобрели?

– Мы завершаем сейчас оценку активов «Элмаша» и «Рефлектора». Могу точно сказать, что оборонное производство (госзаказ Минобороны) будет сохранено и останется на том же самом месте. Сохранится и тот бизнес, который приносит прибыль. Хотя, не скрою, рассматриваются варианты с использованием свободной территории, как «Элмаша», так и «Рефлектора». Что там конкретно будет – торговые или же офисные центры, а может быть и технопарк – это пока в стадии обсуждения. Думаю, до конца года «RBE» определится с этим вопросом.

Кстати, в собственности нашей фирмы в Саратове есть еще автотранспортное предприятие СПАТП-8. Речпорт при этом нужен для выстраивания логистической цепочки, а не для того, чтобы его разбазарить, перепродать или что-то другое сделать. Данное акционерное общество представляет большой интерес именно как работающее предприятие, у которого налажены связи с самарским речным портом, с самарскими карьерами, добывающими песок и щебень.

– Вы приобрели 14,7% акций ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие». Какой прок от этого, особенно на фоне того, что другие производства принадлежат вам почти на 100 процентов?

– Данный пакет акций дает возможность провести в совет директоров двух наших людей. Но мы планируем этот пакет акций увеличить, и сейчас идут переговоры с акционерами, обсуждается стоимость остального пакета.

– В местной прессе уже появились сообщения о том, что скупка акций речпорта с вашей стороны проходила в довольно-таки агрессивной манере. Хотелось бы услышать ваше мнение на эту тему: считаете ли вы применяемые методы «завоевания саратовского рынка» цивилизованными?

– На самом деле идет обычный переговорный процесс. Просто в Саратове не привыкли к тому, что приходят чужие бизнесмены и говорят: «Мы готовы купить ваш бизнес». Почему-то многие у вас считают, что за словом «купить» скрывается понятие «отнять». В свою очередь «RBE» не только готова покупать, но и обсуждать цену, стоимость бизнеса.

Мы пришли всерьез и надолго. Свидетельство этому то, что в Саратове наша фирма является владельцем как минимум 300 тысяч квадратных метров площадей. Это предприятия и ряд объектов по городу.

Кроме того, в Саратове сейчас работает другая наша компания – «RBC». Она будет заниматься строительством, как жилых домов, так и торговых и офисных центров. Сейчас мы завершаем процесс оформления документов на строительные площадки в разных районах города.

А если появляются рассуждения, будто «RBE» на кого-то «давит», то пусть это останется на совести тех, кто об этом говорит. Наша фирма действует в рамках закона.

– Весьма важный вопрос. «RBE» собирается инвестировать средства в те предприятия, которые купила?

– Безусловно, мы будем привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Например, состояние речпорта мы оцениваем как удовлетворительное, но предприятие нуждается в обновлении речного транспорта и ремонтной инфраструктуры.

«Саратовпромпроекту», который включен в состав компании «RBC», нужны инвестиции для проведения проектных и научных разработок. Эту организацию уже включили в состав технологической цепочки, для того чтобы институт занимался непосредственно профильной работой: инженерными системами, проектированием коммуникаций и зданий.

– Есть мнение, что предприятия, которые приобрела ваша компания в Саратове, перейдут на налоговый учет в Самарскую область. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Все эти предприятия и организации останутся исконно саратовскими. Тем более что ООО «RBE-Саратов» зарегистрировано именно в Саратове. Скажем так, ваш город нам интересен, поэтому мы не планируем снижать вашу налогооблагаемую базу, она будет только увеличиваться.

«НЕ ПОЗВОЛИМ ВЫТИРАТЬ О НАС НОГИ!»

Отвечает первый заместитель генерального директора ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» Игорь Зубатов:

– Игорь Александрович, вы лучше всех знаете состояние дел на предприятии. Опишите его вкратце.

– Наше ОАО функционирует в нормальном режиме. Да, порой не хватает финансовых средств. Заработная плата нашим работникам выплачивается вовремя. Мы даже с 1 июня этого года нашли возможность ее увеличить в среднем на 30 процентов. Но это в среднем. Кому-то повысили на 20, кому-то – на 40 процентов. Но в июле люди уже получат больше. Согласитесь, увеличение на треть – неплохая прибавка к жалованию.

– Ваше предприятие как открытое акционерное общество готово открыть свои двери инвесторам или речной порт намерен развиваться своими силами и с помощью внутренних резервов и средств?

– Как трезвомыслящие люди, знакомые с рыночными отношениями не понаслышке, руководство ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» готово к любому диалогу с любым потенциальным инвестором. Готово рассмотреть все представленные нам проекты. Но при одном условии: если на выходе из кабинета переговоров о нас не будут вытирать ноги. Мы своих работников и себя слишком уважаем, чтобы позволить такое пренебрежение.

– В каком состоянии сейчас находится пакет акций предприятия?

– Контрольный пакет акций предприятия находится в руках саратовских инвесторов. Давайте пока не будет говорить, у каких именно. Но они нацелены развивать порт и дальше. Конечно, контрольный пакет может официально купить любой. Но при определенных условиях и обсуждении с нами их инвестиционных программ. Мы и не скрываем, что продажа может состояться. Но уж если на то пошло, хотите контроль над предприятием – сделайте тогда такое серьезное предложение, от которого нынешние держатели акций не смогли бы отказаться.

– По вашему мнению, самарские акционеры, борясь за контрольный пакет акций, намерены впоследствии разорить предприятие или, наоборот, инвестировать в него солидные финансы?

– Разрушить работающее предприятие может только недальновидный бизнесмен. Но действия самарцев объяснить в данный момент очень трудно. Они не скрывают, что борются за контрольный пакет акций ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие», но цели их туманны и нам непонятны. Так же как и то, что они сами хотят «рулить» речным портом или за ними стоит кто-то более сильный и могущественный, но старающийся в данный момент себя «не светить».

– Реестродержателем акций ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» является «РРД-Центр». Как сейчас действует его директор Дмитрий Дубовицкий?

– Отвратительно. Он должен быть независимым, но его поступки только на протяжении последнего месяца говорят о предвзятом отношении Дубовицкого. Странно, но факт: самарцы скупают акции именно тех саратовских предприятий, и ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» в их числе, реестродержателем акций которых является «РРД-Центр» Дубовицкого. Все это наводит на мысль, что речному порту они намерены подготовить участь АО «Волгомост».

«МЫ ЗАНИМАЕМСЯ ОБЫЧНОЙ УГОЛОВЩИНОЙ»

Некоторые наблюдатели за происходящими вокруг речного порта событиями склонны видеть то, что на руку самарской компании играет расследование уголовного дела, которое проводит транспортная прокуратура. Вот как прокомментировал нам ситуацию вокруг речного порта саратовский транспортный прокурор Тимур МАСЛОВ:

– В апреле транспортная прокуратура начала плановую проверку, в результате которой выявился ряд нарушений, допущенных еще год назад, и связаны они были с продажей недвижимости. Речь идет о билетных кассах на Набережной – они были проданы по остаточной стоимости в 713 тысяч рублей. При этом деньги владельцу, как удалось выяснить в ходе следствия, так и не поступили. Больше того, мы провели независимую оценку этой недвижимости, и оказалось, что ее цена на тот момент составляла около 5 миллионов 300 тысяч рублей. Это чисто уголовное преступление, по которому было возбуждено уголовное дело, сейчас мы им занимаемся. Нам известно, что участие прокуратуры в судьбе речного порта трактуется по-разному. Но хочу подчеркнуть, что уголовное дело по факту проверки было возбуждено еще в апреле, до начала всех публикаций о проблемах между акционерами порта в СМИ. Да, после этого к нам поступило несколько заявлений от акционеров на нарушения их прав. Мы их проверили, причем сделали это в рабочем порядке, и никакого влияния на сегодняшнее положение дел в речпорте эти проверки не имеют. Мы специально разъяснили всем акционерам, что расследуемое транспортной прокуратурой уголовное дело никак не может повлиять на их желание участвовать в дальнейшем распределении и дележе между собой акций. Подчеркну еще раз – мы занимаемся сейчас обычной уголовщиной. Не исключено, что в дальнейшем прокуратура потребует вернуть государству незаконно проданные помещения, поскольку оно является владельцем блокирующего пакета акций порта, но это решение может быть принято лишь после окончания расследования.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №19 (131)
Автор статьи:  Владимир САВЕЛЬЕВ, Дмитрий ИВАНОВ
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: