Яндекс.Метрика

Ключ от базы, где данные лежат

Ключ от базы,  где данные лежат

Уже с 1 января 2013 года все граждане России смогут получить Универсальную электронную карту (УЭК).

Правда, пока эту карту будут выдавать по желанию. А уже с 2014 года наличие универсальной электронной карты станет обязательным для всех жителей нашей страны, кому уже исполнилось 14 лет. Что это за карта, для чего она нужна, как ее получить и где можно будет использовать, «НВ» поинтересовались у председателя комитета по информатизации Саратовской области Павла МАЛКОВА.

– Павел Викторович, что из себя будет представлять универсальная электронная карта и для чего она нужна?

– Внешне она выглядит примерно так же, как и обычная банковская карта, но с фотографией. На нее записаны идентификационные данные, СНИЛС, номер страхового медицинского полиса. Есть такое же платежное приложение, как на банковской карте, то есть и использовать ее можно, как полис, как СНИЛС и как банковскую карту. Еще на универсальной карте может быть набор каких-то других региональных и федеральных приложений, например, приложение для проезда на транспорте. Также карта будет играть роль ключа электронной цифровой подписи (ЭЦП), и с ее помощью вы сможете обратиться к любой электронной услуге через портал госуслуг, через отдельные ведомственные порталы федеральных или региональных органов власти и, соответственно, идентифицировать себя. Сейчас все эти проекты увязываются воедино: портал госуслуг, реестр госуслуг, система межведомственного электронного документооборота, отдельные ведомственные информационные системы, единая система идентификации, сама универсальная электронная карта.

– Если в ближайшее время выдача карт будет осуществляться по заявлениям, то куда эти заявления необходимо подавать?

– Сейчас формируется соответствующая инфраструктура. Но вся эта работа достаточно длительное время пробуксовывала на федеральном уровне и соответственно в регионах. Многие вопросы не были решены, сроки запуска проекта переносились. Дело в том, что внедрением универсальной карты на федеральном уровне занимался целый ряд министерств и ведомств, плюс была создана федеральная организация, уполномоченная вести эти процессы – ОАО «Универсальная электронная карта». По идее, они должны были разработать стройный план реализации проекта в целом, разработать типовой план для регионов, методические материалы, примеры, разработать стандарты карт и так далее. Большая часть всего этого вовремя сделана не была. В итоге совсем недавно в уполномоченной организации сменили весь менеджмент, туда пришли очень сильные специалисты, во главе структуры встал Алексей Попов, который до недавнего времени возглавлял департамент информационных технологий правительства РФ. И теперь работа пошла очень быстро, так что, я думаю, что к 1 января мы уложимся.

Возвращаясь к вашему вопросу о том, где эти карты можно будет получить. На первом этапе мы пойдем по пути сотрудничества со Сбербанком России, и первые пункты выдачи будут организованы как раз на базе отделений Сбербанка.

– То есть соглашение со Сбербанком по этому вопросу уже подписано?

– Ранее было подписано рамочное соглашение, где мы просто договаривались о дружбе и сотрудничестве в этом направлении. К сегодняшнему дню проведены все необходимые переговоры, так что до конца года мы выйдем на договорные обязательства. Для региона важно то, что Сбербанк готов взять достаточно значительную часть затрат на себя: они бесплатно разворачивают первые пункты приема-выдачи карт, закупают всю оргтехнику, учат людей, даже эмиссию первых полутора тысяч карт они берут на себя. То есть в ситуации с достаточно напряженным бюджетом области мы от этого сотрудничества только выигрываем.

– Какие документы требуются для получения универсальной электронной карты?

– Процесс получения карт будет регламентирован соответствующим постановлением правительства Саратовской области. Проект регламента уже разработан и проходит необходимое согласование. Я предполагаю, что для получения карты достаточно будет предъявить паспорт.

– Вы говорили, что карта выполняет роль ключа ЭЦП. Как ее можно будет использовать при работе с сайтом госуслуг? Ее же в компьютер не вставишь.

– Для этого надо будет приобрести специальное устройство – считыватель карт, который подключается к компьютеру через USB-разъем. Думаю, что стоить он будет не больше 10-15 долларов.

– Можно сразу в рублях?

– 300-500 рублей, я сейчас не готов сказать более точно. Эта тема также обсуждалась с руководством федеральной уполномоченной организации, они сейчас ищут производственные мощности, где можно будет разместить заказ на изготовление данных устройств. Но отдельные такие считыватели карт уже выпускаются, и их можно найти. Приобретя это устройство, подключив его через разъем USB, установив минимальные драйвера, просто помещаем туда карту и элементарно идентифицируемся.

– Прекрасно. А если она работает как банковская карта, ее можно будет завязать на любой банк, или только на Сбер?

– Да, на любой. По закону человек, когда получает универсальную электронную карту, может выбрать любой банк из списка аккредитованных.

– Если карта работает и как медицинский полис, то и все медучреждения должны быть оснащены считывателями?

– Да, и уже сейчас они оснащаются в рамках программы модернизации здравоохранения.

– А карта будет работать как электронный паспорт?

– Нет, паспорт остается пока бумажный. На федеральном уровне рассматривается возможность объединить в дальнейшем эти два проекта – «Универсальная электронная карта» и паспорт, выпустить некие пластиковые носители, где все эти функции будут соединены воедино. Но это очень серьезный проект, который требует глобальной переработки всей законодательной базы Российской Федерации. Года через полтора мы сможем увидеть только концепцию электронного паспорта. А пока у нас есть паспорт и есть универсальная электронная карта, которая паспорт не заменяет. Хотя, конечно, в определенных каких-то случаях она может являться идентификатором человека.

– Если я потеряю карту, может ли человек, нашедший ее, воспользоваться моими данными и моим банковским счетом, страховым полисом и т.д.?

– Нет, но в любом случае вы, как и в случае утери банковской карты, должны заявить в уполномоченную организацию, чтобы карту заблокировали. Воспользоваться ей посторонний человек не сможет, потому что так же, как с банковской картой, для работы необходимо вводить пин-код. Также я хочу акцентировать внимание на информационной безопасности. На самой карте содержится минимум информации. Там не будет никаких медицинских историй, никакой базы данных по нарушению правил дорожного движения. Ничего этого там нет. Карта – это всего лишь ключ-идентификатор для доступа к этим данным. И работает он только вместе с пин-кодом, который знаете только вы, если, конечно, не записали его на обратной стороне карты.

– Сама карта, понятно, стоит денег. Первый раз ее выдают бесплатно. Если я ее теряю, то уже плачу энную сумму, чтобы ее восстановили?

– Именно так. Причем платите вы только за саму карточку, то есть за кусок пластика. Никаких дополнительных платежей с вас требовать не имеют права.

– А если все же станут требовать, то куда обращаться?

– Уполномоченным органом по контролю является комитет по информатизации, можете к нам обращаться. А вообще, как известно, надзором за соблюдением законодательства у нас занимается прокуратура. Еще раз хочу отметить, что проект так быстро начал активно развиваться только в последний месяц, до конца года времени осталось мало, и накладки неизбежны. Поэтому и отводится целый год на тестирование и доработку этой системы. В полной мере вся система должна заработать в 2014 году, когда начнется массовая выдача карт. Но, тем не менее, при желании получить карту можно уже в следующем году.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №33 (480)
Автор статьи:  Анна МУХИНА
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: