Яндекс.Метрика

Безумство храбрых

Безумство храбрых

Мне с буржуями впервые довелось близко столкнуться лет 20 назад. Итальянцев пригласили на один из российских деревообрабатывающих заводов, чтобы те помогли наладить производство современной мебели. В те времена глобального дефицита мебель для советских людей была просто фантастикой. Осмотрев производство, капиталисты заверили, что лет через пять у нас будет все не хуже, чем в Европе. И не только мебель. Они так и говорили: «У вас (в стране) есть все. Люди, сырье, энергоресурсы… Нужны только технологии и кое-какое оборудование». Теперь у нас все есть. Навезли.

То, что еще недавно именовалось не иначе как «экономические реформы в промышленности», сегодня уже все без исключения называют периодом массового безумия. Даже «красные директора» открыто признавали и сегодня говорят, что реформы были необходимы и неизбежны. Но вместо них по предприятиям, считавшимся некогда гордостью всей союзной промышленности, прокатился… паровой каток.

Как вспоминают очевидцы и участники тех событий, были в истории губернии времена, когда доля промышленности в общем валовом объеме производства достигала 30%. А «столица Поволжья» – Саратов (без кавычек) именовалась промышленным центром электроники и приборостроения супердержавы. Может, широкому обывателю в СССР было это и невдомек, зато уж каждый саратовец точно знал, кто обеспечил первый искусственный спутник Земли и корабль первого космонавта волжскими системами управления. А уж когда разговоры на кухнях заходили об оборонке, то, наверное, каждый второй бил себя в грудь, как в ракетный щит сдерживания вероятного агрессора. До сих пор эта тема находится под грифом «секретно», но и без этого есть что вспомнить.

Например, станкостроение. Там, где был станкостроительный завод, поставлявший на экспорт внутришлифовальные станки, сегодня базар. С продукцией завода тяжелых зуборезных станков конкурировать могли только станки известной зарубежной фирмы «Глиссон». Так они и боролись за потребителя по всему миру, пока…

Было у нас и предприятие, если не градо-, то районообразующее точно. САЗ «штамповал» ЯКи, почти так же, как в Энгельсе клепали троллейбусы: на весь Союз и дружественные Варшавскому договору страны. Сколько из 15 тыс. работавших авиастроителей трудятся и над чем сегодня? Водят экскурсии к летающей тарелке, придуманной и построенной, кстати, еще в те, застойные годы.

Не избежали печальной участи и предприятия легкой промышленности. Неизвестно, кто осваивает площади швейной фабрики «Динамо».

По самым приблизительным оценкам, только в областном центре приказали долго жить десяток – полтора крупных промышленных предприятий. Численность людей, оставшихся без работы, оценивается десятками тысяч. К тому же необходимо учесть, что от выживших в этой мясорубке предприятий, (некогда напоминавших небольшие городки), остались лишь разрозненные малозаселенные «деревеньки» и «хутора».

Если говорить о причинах, то наши собеседники признают, что многие были объективными: рухнули союзные связи, «железный занавес», исчез оборонный заказ… Но не обошлось и без неловких и неумелых властных потуг, как при главе администрации области Белых, так и при губернаторе Аяцкове. Они хоть и прикрывали свое вмешательство в дела предприятий благими намерениями, заботой о людях, но многие сегодня говорят, было бы лучше, чтобы они вообще не лезли в область, где ничего не смыслят. Было бы лучше, если бы не трогали, ничего бы не касались. Шанс выжить имели лишь те, чьи интересы отстаивали неординарные личности. Но и на таких быстро находили управу, зачисляя в касту «красных директоров». «Тормозящих прогресс», как тогда говорилось, отправляли на пенсию. Радиоприборный завод – наглядное тому свидетельство. «Ушли» директора, и на предприятии началась невообразимая чехарда с руководителями, чередовавшаяся громкими скандалами, уголовными делами. Ни для кого не было секретом, что почти за каждым наездом властей (всех мастей) на предприятия – корыстные мотивы: борьба за производственные площади, землю, основные фонды и имущество.

При всем этом остается только признать, что выплывшие, не давшие себя утопить (укатать в асфальт) заслуживают, как минимум, уважения и почета, как рота, сохранившая знамя полка. Остается только верить, при новых временах промышленники познают и радость побед.

Опрос «НВ»

Саратовская промышленность медленно, но поднимается с колен, на которых она стояла полтора десятка лет. И потребность в квалифицированных рабочих кадрах растет из года в год. Корреспонденты «НВ» обратились к жителям Саратова с вопросом: «Пошли бы вы работать на завод?»

Владимир, студент:

– По окончании вуза я стану дипломированным экономистом. В принципе, я рассматриваю подобный вариант с учетом того, что буду работать на заводе по специальности. Главное, чтобы работа была интересная и приемлемая зарплата для молодого специалиста – 6–7 тыс. рублей.

Алексей, заместитель директора саратовской фирмы:

– Никогда не работал на заводе и не собираюсь становиться пролетарием. Причем только по одной причине: платят на наших заводах очень маленькие зарплаты, несоизмеримые с вложенным трудом.

Виталий, строитель:

– При необходимости пошел бы работать на завод. Я знаю, что там есть потребность в квалифицированных рабочих. У меня знакомый трудится на заводе и получает за работу около 20 тыс. Достойные для Саратова деньги.

Любовь Ильинична, пенсионерка:

– Я всю жизнь проработала врачом, лишь последние восемь лет на пенсии. Свою профессию очень люблю и не изменяла ей никогда. Нет, на завод бы не пошла.

Юлия, студентка:

– Я – будущий учитель словесности, но до педагогического института СГУ училась в строительном колледже. Так что, если этого потребует жизнь, я вполне способна буду работать на заводе.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №49 (207)
Автор статьи:  Владимир ИЗОСИМОВ, Дмитрий ИВАНОВ
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: