Яндекс.Метрика

Недобрые услуги

Недобрые услуги

В редакцию «НВ» часто поступают жалобы на сотовые компании, навязывающие своим клиентам дополнительные услуги без их согласия. Нередки случаи таинственного исчезновения со счета на мобильном телефоне определенной суммы, иногда весьма ощутимой. Между тем, виноваты во многом и сами клиенты, которые ленятся призвать к ответу своего сотового оператора и не делают ничего, чтобы по закону наказать паразитирующих на их телефонных номерах профессиональных воришек.

Закону вопреки

Для соблюдения определенной корректности не будем преднамеренно выделять в лучшую или худшую сторону кого-то из ведущих и хорошо всем известных операторов мобильной связи. Тем более что жалобы в редакцию периодически поступают на всех крупнейших представителей этого рынка.

Например, пенсионерка Татьяна В. имеет претензии ко всем трем операторам, клиентом которых она является. Она получала SMS-сообщения рекламного свойства, на которые при покупке сим-карты не подписывалась (как очистить чайник от накипи и т.п.). Неважное зрение не позволяло понять характер письма, не открыв его. Что приводило к мгновенному опустошению счетов. В офисах сотовых операторов жалобы пенсионерки приняли, как положено, в письменном виде. Лишнюю услугу отключили. Но и после этого эсэмэски от МТС почему-то продолжают приходить.

«А я поверила письму, в котором меня уговаривали поддержать патриотический дух в связи с Днем Победы, – рассказывает Елена Ж., школьница. – Набрала номер 1945, а вместо него подключился другой короткий номер, потом мне подключили услугу на мелодии, которые оплачиваются ежемесячно. И это вместо «Темной ночи».

Студент Владимир Д. получил по SMS предложение принять участие в викторине, чтобы выиграть ценный приз. В итоге – в считанные секунды он лишился 200 рублей. Звонок в центр обслуживания «Мегафона» ничего не дал, там ответили, что рассылку осуществляют не они, а контент-провайдеры, которые и несут ответственность.

Тут, пожалуй, сразу стоит оговориться, что в абонентских службах не все хорошо знают нормы и правила своей компании, не говоря уже о последних изменениях в тарифах и услугах. Тратить время и нервы на споры бессмысленно. Лучше положить трубку и перезвонить еще разок-другой. В конце концов, вам попадется толковый оператор, который все объяснит. Если же нет, то нужно пробиваться лично к менеджерам.

Потому что менеджеры наверняка знают, что сама по себе рассылка SMS-сообщений рекламного характера без согласия на то владельца данного номера является нарушением статьи 18 ФЗ «О рекламе». Ответственность предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тысячи рублей, на должностных лиц – от 4 до 20 тысяч рублей и на юридических лиц – от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

А поскольку именно сотовые компании предоставляют провайдерам право на рассылку SMS с коротких номеров, то значит, и они в известной степени ответственны за случаи мошенничества.

«Вам – подарок»

Игорь Юрин, заведующий лабораторией компьютерной безопасности СГУ, выделяет несколько самых распространенных способов мошенничества. Например, вы получаете SMS «Вам в честь праздника пришла открытка» или «Вам подарок». В ней – код доступа. По полученной ссылке будет или нечитаемый текст, или пустая страничка. Естественно, через день вы забудете о недоразумении и даже не поймете, что в тот момент, когда вы активировали код доступа, вы подписались на определенные услуги. А вскоре начнется списание денег с вашего счета за «подписку». Запускается компьютерная программа – окопавшись в вашем телефоне, вирус в дальнейшем сам, не спрашивая вашего согласия, отправляет сообщения на короткие номера, а с вашего счета тут же исчезают деньги.

Отсюда вывод – не стоит набирать короткие номера и направлять на них SMS. Либо тут же звоните сотовому оператору и просите проверить, что за сервис вам предлагают.

Еще один популярный вариант попадания в сети мошенников встречается в интернете. Чтобы получить ту или иную услугу (что-то скачать), вам предлагается ввести номер своего мобильного телефона, а в обратном SMS-сообщении получить ссылку, по которой данная услуга активируется. Бесплатный доступ предоставляется только на 24 часа, о чем вы даже не догадываетесь. А затем услуга становится платной, и деньги за пользование ею списываются со счета мобильного телефона автоматически.

Возникает вопрос – возможно ли участие самих сотовых компаний в подобных схемах? Потому как вроде бы сотовикам выгодно иметь свой процент от контент-провайдеров, а с другой – если те мошенничают, то страдает репутация компании. А это в конкурентной борьбе немаловажно.

Как рассказали в «Билайн-Поволжье», сотовые операторы дают провайдерам технологию передачи контента, но плату берут только за израсходованный трафик. Никаких процентов оператор не получает. «Мы проводим мониторинг их действия. Но отследить мошенников сложно. Поэтому мы работаем с жалобами абонентов. Если вас обманули, то обращайтесь в абонентскую службу», – заявил менеджер компании.

Кроме того, на сайтах некоторых операторов сотовой связи действуют специальные разделы, на которых размещена информация о видах мошенничества и рекомендации, как защитить себя от действий мошенников. Например, в компании МТС он так и называется: «Защита от мошенников».

На сайте «Билайна» создан специальный информационный ресурс, посвященный мерам по борьбе с мобильным жульничеством. Там же и указано, как отключиться от дополнительных услуг автоматически.

Жаловаться неохота

Иногда сотовые операторы возмещают своим клиентам, которые в состоянии доказать, что их именно обманули, снятые со счета деньги. Кроме того, бывает, что компании блокируют номера, на которые уж слишком много жалоб, или применяют к провайдерам штрафные санкции.

Но обычно дальше возмущения на словах у обманутых абонентов дело не доходит. Ну и что оператор должен предъявлять своему провайдеру, если нет реальной жалобы? Мало кому приходит в голову обратиться в Роспотребнадзор или Роскомсвязьнадзор. Ведь речь, как правило, идет о небольших суммах. Решение вопроса может стоить абоненту дороже, чем сам вопрос. Как считают аналитики рынка, отстаивать свои права абонентам мешает обычная «потребительская лень», так свойственная россиянам. Во всяком случае, до сих пор ни один из SMS-мошенников в России не наказан. Хотя в соседней Белоруссии подобное явление почти отсутствует. Слишком суровое наказание там за это предусмотрено.

P.S. В Минкомсвязи РФ готовятся новые правила, согласно которым сотовых операторов обяжут дополнительно информировать абонентов о стоимости платных SMS. При заказе услуги абонент будет получать промежуточное SMS-сообщение с информацией о стоимости и возможности подписки. В ответ он должен будет подтвердить покупку или отказаться. При этом он будет точно знать, сколько заплатит со своего счета у оператора связи. Что касается содержания услуги – здесь проблема остается. До 1 марта проект поправок передадут в Минюст, после этого он поступит на утверждение в правительство.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №7 (454)
Автор статьи:  Иван ПЕТРОВ
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: