Яндекс.Метрика

Суверенитет, с которым не справились

Суверенитет, с которым не справились

Вчера в пресс-центре правительства области министр здравоохранения области Лариса Твердохлеб провела селекторное совещание, на котором обсуждались проблемы деятельности муниципальных учреждений здравоохранения. Кроме чиновников областного правительства в совещании приняли участие главы муниципальных образований области, руководители муниципальных учреждений здравоохранения и представители СМИ.

Разговор министр начала с подведения финансово-экономических итогов деятельности муниципальных учреждений здравоохранения. Было отмечено, что их расходы в 2001 году увеличились на 22,3 процента. В основном за счет средств, выделяемых по программе модернизации здравоохранения.

Поскольку среди наиболее высокозатратных направлений деятельности системы здравоохранения чаще всего называется скорая помощь, сократить ее объемы – одна из целевых программных задач. Если в среднем по области обращаемость на «скорую помощь» в 2011 году уменьшилась на 5,2 процента и при этом на 1,1 процента увеличились объемы оказания амбулаторной помощи, то по 20 муниципальным образованиям норматив объемов скорой помощи оказался превышенным от 2 до 25 процентов.

Такое положение наблюдается в Балашовском, Вольском, Энгельсском, Базарнокарабулакском, Красноармейском, Ершовском и Краснокутском районах. По мнению министра, работа амбулаторного звена здесь подменяется дорогостоящим видом скорой медицинской помощи, отсюда и увеличение бюджетных расходов и недополучение средств по ОМС.

В целом в прошлом году в рамках программы ОМС муниципальными учреждениями было оказано медицинских услуг на 5,9 миллиарда рублей (на 1,5 процента больше, чем в 2010 году). К сожалению, констатировала Лариса Твердохлеб, переориентация медицинской помощи на амбулаторное звено пока идет медленно. Объем стационарозамещающей помощи медучреждениями недовыполнен на 5,4 процента, амбулаторной – на 8,6 процента. По дневным стационарам объемы помощи недовыполнены в Советском, Аткарском, Аркадакском, Балашовском районах и в Вольской ЦРБ. Значительно недовыполнены объемы помощи по амбулаторному звену в Советском, Красноармейском, Базарнокарабулакском, Аркадакском и Вольском районах.

При этом есть районы, у которых хорошие показатели выполнения плановых заданий: это, например, Александрово-Гайский, Екатериновский, Перелюбский, Петровский, Саратовский, Энгельский и Ртищевский районы.

А вот город Саратов почти на 5 процентов превысил плановые задания по дорогостоящей стационарной помощи. Перевыполнение во многом произошло за счет городской клинической больницы № 8, где плановые показатели стационарной помощи были превышены на 25 процентов.

В результате все муниципалитеты не заработали в 2011 году 272 миллиона рублей (4,5 процента от плана).

Невыполнение объемов помощи в амбулаторном звене чаще всего связано с низкой укомплектованностью врачебными кадрами и снижением индивидуальной нагрузки на специалиста. Впрочем, налицо, по мнению министра, и недостаточный контроль со стороны руководителей муниципального здравоохранения за организацией оказания медицинской помощи.

Разговор на селекторном совещании с представителями муниципальных администраций и руководителями районного звена здравоохранения помог выявить слабые места и определить первые шаги к исправлению ситуации. В Базарнокарабулакской ЦРБ произошли кадровые изменения, появился новый главный врач. Совместно с администрацией района больница приступила к погашению кредиторской задолженности. И хотя совершенно очевидно, что на это уйдет не один месяц, уже существует конкретный план решения проблемы. На днях за подписью не только главврача, но и главы администрации план поступит в минздрав области, где его исполнение возьмут на контроль. Завершен наконец-то и ремонт больницы: вот уже две недели в полном режиме работает терапевтическое отделение на втором и третьем этажах, поликлиническое – на первом.

Кредиторская задолженность есть и в Марксе – 19 миллионов рублей. Министр поинтересовалась у главного врача: как вы, дескать, исхитрились образовать такие долги за один год? Задолженность имеется и в других районах, но там она формировалась постепенно. Объяснение, что основной причиной стала «ликвидация» 40 специализированных коек (кардиологических и неврологических), министра не устроило. Во-первых, целью программы модернизации как раз и является смещение объемов оказания помощи со стационара на амбулаторно-поликлиническое звено. А во-вторых, совершенно очевидна упущенная выгода – больница не заработала необходимые средства на поликлинической помощи, на стационарозамещающих услугах. Из района посетовали: у нас нехватка кадров – на 12-ти участках работают шесть участковых терапевтов, а на семи педиатрических – четыре педиатра. А куда девались врачи, которые обслуживали сокращенные специализированные койки, поинтересовалась министр? Один стал врачом функциональной диагностики – в районе появился новый аппарат УЗИ, еще двое теперь числятся врачами-консультантами. Но врачи-консультанты не зарабатывают средства по линии ОМС! А у главного врача есть еще четыре заместителя, которые тоже ничего не зарабатывают.

– Понимаете, – терпеливо объясняет министр, – каждый практикующий врач в среднем зарабатывает в рамках программы обязательного медицинского страхования средства не только на приобретение медикаментов, продуктов питания для больных, но и на оплату своего труда и еще 15-16-ти сотрудников. А у вас есть хороший административный персонал и мало практикующих врачей. Отсюда и проблемы.

Ситуацию в Вольской ЦРБ депутаты и чиновники не рассматривали разве только на рентгеновском аппарате. Вот почему в разговоре с главой администрации района Игорем Пивоваровым Лариса Твердохлеб сразу же поинтересовалась планом вывода больницы из кризиса.

– Мы направили его в министерство две недели назад.

– Я видела этот документ, на одном листочке. Планом это назвать трудно. Там нет конкретных шагов, непонятно, что можно решить с его помощью.

– А мы по этому плану ничего и не решим, – искренне признался глава администрации, – нужно 22 миллиона рублей задолженность закрыть, а пока больница может ежемесячно гасить не больше 50 тысяч.

Пришлось и здесь объяснять, что фонд ОМС не может взять эти деньги у кого-то и перечислить на спасение Вольской ЦРБ. Решать проблему придется своими силами – то есть администрацией больницы с помощью районных чиновников и специалистов министерства здравоохранения области.

– Мы уже исчерпали лимит визитов в район, – заметила министр, – на что вы сами нам указали. Так что пусть теперь экономисты и финансисты больницы приезжают в Саратов. Наши специалисты помогут им выявить зоны неэффективности и составить план выхода из кризиса. Понимаете, если бы этих зон не было, все показатели больницей выполнялись бы в лучшем виде и при этом не хватало средств – это была бы одна проблема. А пока мы видим лишь массу незадействованных резервов.

Глава администрации поднял вопрос о так называемых «прочих расходах», которые, как известно, в основном идут на обеспечение деятельности пунктов скорой помощи. Пока, по его словам, существующих субвенций на это не хватает. Лариса Твердохлеб разъяснила, что губернатор обещал закрыть имеющийся дефицит в полном объеме после того, как будут сданы все отчеты и их изучат специалисты министерства. Предварительно намечаемая сумма – 515 миллионов рублей. Но она, возможно, будет уточнена.

Заместитель министра здравоохранения области Жанна Никулина в своем выступлении коснулась сразу нескольких вопросов: проведения капитального ремонта, приобретения нового оборудования, внедрения информационных систем и стандартов медицинской помощи. На это раз на связь вышли представители Ртищева и Балакова.

Из Ртищева отчитались, что проектно-сметная документация на ремонт находится в разработке и будет готова со дня на день. Министр торопит всех, кто запаздывает с документами:

– Все должны понять – в 2013 году программы модернизации уже не будет. Так что нам нужно не только успеть ремонт сделать, но еще и экономию успеть разыграть – максимально освоить все выделяемые деньги.

В Балаково, в 1-ю городскую больницу в рамках программы был поставлен дорогой компьютерный томограф. Его установили, но работать аппарат еще не начал. Почему? Оказывается, нет паспорта готовности на кабинет от санитарно-эпидемиологических служб. И рентгеновский кабинет не начал работать по той же причине. Препятствий нет – просто кто-то не проявил должной расторопности.

Поручение министра: в двухнедельный срок все новое оборудование должно быть введено в работу.

– Важно, чтобы оно не просто заработало, а заработало с максимальной нагрузкой. Вот тогда можно будет говорить об эффективном расходовании средств.

Министр попросила представителей районных властей взять на контроль формирование заявок на новое оборудование, а главным врачам дала указание в трехдневный срок представить в пяти вариантах результаты первичного маркетингового исследования – по пять цен на каждый запрашиваемый аппарат.

Завершилось совещание напоминанием о том, что 2012 год – это год переход муниципального здравоохранения на областное финансирование. Работа предстоит непростая, многоступенчатая, так что отступать от утвержденного графика никому не позволят – все документы должны быть подготовлены в срок.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №4 (451)
Автор статьи:  Алексей АННЕНКОВ
Рубрика:  Здоровье

Возврат к списку


Материалы по теме: