Яндекс.Метрика

Гарантии с дефицитом

Гарантии с дефицитом

Вчера в областной думе состоялось совещание, на котором обсуждался вопрос финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения области.

Депутатов интересовало, действительно ли люди продолжают приходить в больницы со своими бинтами и лекарствами? Как увеличиваются средства с учетом программы модернизации? Насколько сбалансированы доходы и расходы больниц?

Не было недостатка и в предложениях типа «изучить ситуацию», «уделить внимание», «найти источники средств», и даже «добиваться увеличения финансирования из областного бюджета» (вот тут интересно, к кому был вопрос?).

О том, что послужило поводом для такого обсуждения, мы попросили рассказать министра здравоохранения области Ларису Твердохлеб:

– Следует признать, что два решения в течение одного года об индексации заработной платы медперсонала серьезно увеличили нагрузку на бюджет. Но говорить, что сегодня не хватает денег на оплату труда медиков, серьезных оснований нет, так как контрольные цифры расходов территориального Фонда обязательного медицинского страхования также были увеличены. На начало года на неработающее население это было 3 миллиарда 37 миллионов. На 1 ноября было произведено уточнение, теперь сумма возросла до 3 миллиардов 482,8 миллиона рублей. Это дополнение вполне покрывает возросшие расходы на оплату труда медиков.

Если говорить об оплате труда в целом, то в структуре расходов в прошлом году эта статья занимала 77,8 процента, а в этом уже 82,9 процента. Так что вполне естественно, что сейчас несколько снизился объем средств, которые направлялись на медикаменты. Речь не идет о питании больных. Здесь расчет на койко-день в среднем составляет 79,6 рубля, что на 6 процентов больше, чем в прошлом году. Ухудшения не произошло. А что касается медикаментов, расходы по обязательному медицинскому страхованию действительно несколько сократились. В прошлом году сумма ежемесячного расхода на лекарства на 1 ноября составляла 69,8 миллиона рублей, в этом году на тот же период расход по учреждениям оказался на уровне 60,1 миллиона рублей. Есть учреждения, где больше тратят на медикаменты – например, в Новоузенской больнице – 16 процентов; а есть, где меньше: Краснопартизанский район – 4 процента, Аркадакский – 4,5 процента.

Ситуация сложная, но не критическая. Сегодня 50 процентов средств программы модернизации здравоохранения, направляемых на улучшение стандартов оказания медицинской помощи, – это средства, которые идут на закупку медикаментов. И еще порядка 20-30 процентов средств, выделяемых на увеличение доступности услуг, также направляются на лекарства. В целом из 194 миллионов рублей, выделенных области в этом году на модернизацию системы здравоохранения, израсходовано дополнительно 77,6 миллиона рублей. А еще порядка 60 миллионов на 1 ноября оставалось на счетах лечебных учреждений, руководители которых, очевидно, слишком долго думали, как ими распорядиться, или просто не управились с конкурсом.

И все же совершенно очевидно, что сформировался дефицит программ государственных гарантий. На начало года по области он составлял примерно 35 процентов. Но наша область – не исключение. Тот же дефицит существует в 74 регионах Российской Федерации. Например, в Пензе он равен 43,1 процента, в Марий Эл – 43,9 процента. Кстати, именно благодаря программе модернизации до конца года в Саратовской области дефицит будет снижен до 30 процентов.

Вчера в Госдуме в первом чтении был принят закон о платежах на неработающее население. Уже в будущем году мы будем иметь платежи на неработающее население, рассчитанные по единой схеме для всех регионов. Это поможет к 2015 году полностью ликвидировать дефицит программ государственных гарантий. Впрочем, уже и в следующем году мы будем иметь платежей на неработающее население на 40,7 процента больше в сравнении с контрольными показателями 2011 года.

У проблемы, которую подняли депутаты, есть несколько граней. Многое зависит от того, например, сколько районы зарабатывают средств по программе обязательного медицинского страхования. Если медицинские учреждения не в полной мере выполняют полагающиеся объемы оказания амбулаторной и стационарной помощи, если есть очевидные факты так называемой упущенной выгоды, то и на расходы приходится рассчитывать соответствующие.

Например, в Вольской центральной районной больнице образовалась почти 16-миллионная кредиторская задолженность. Но она появилась еще в 2008 году. Шесть миллионов за это время погасили. А что послужило причиной образования долгов? Как раз нарушения по приобретению лекарственных препаратов, недостатки финансово-хозяйственной деятельности, нарушения 94-го Федерального Закона, нарушения норм оплаты труда. Кто сказал, что получая большие деньги на модернизацию, мы не должны жить по средствам? Если просто так выдавать по 300 процентов стимулирующих надбавок и никак не замыкать эту систему на объем и качество оказания услуг, кредиторская задолженность может оказаться еще большей.

В Духовницком районе ситуация более благоприятная, но и здесь отмечены факты упущенной выгоды. Больница не заработала почти полтора миллиона рублей на амбулаторно-поликлинической помощи. А это очень важная сторона нашего общего дела. Сегодня вся федеральная система здравоохранения выстроена так, что если в полную силу заработает амбулаторно-поликлиническое звено, мы и денег больше будем зарабатывать, и своевременно выявим патологии, и не доведем пациента до стационара, где его лечение обойдется значительно дороже.

Депутаты сетуют на то, что ФОМС предъявляет медучреждениям непомерные штрафные санкции. Но Фонд обязательного медицинского страхования действует по закону. Он обязан сегодня штрафовать и за низкое качество оказываемых услуг, и за откровенные приписки, которых у нас еще немало.

Я проанализировала ситуацию с динамикой уровня госпитализации с 80-х годов прошлого века. Главный показатель – количество госпитализированных больных на тысячу населения. Так вот, четверть века назад этот показатель был 190-200 человек, в 2005 году уже 220, а в прошлом он достиг 250 человек на тысячу населения. И это при росте заболеваемости за тот же период до 5 процентов. Да и то он связан главным образом с ростом выявляемости заболеваний.

Нельзя не учитывать, что за последние 5-6 лет в Саратове появилось 500 частных медицинских организаций, в том числе стационаров. Это хорошие учреждения. Они ведь берут часть больных на себя? Почему тогда у нас нет снижения объемов стационарной помощи? Все это объясняется приписками, за которые ФОМС тоже штрафует. Только по Саратову за первые полгода было выявлено 360 случаев оказания медпомощи после даты смерти пациента. А сколько случаев, когда больной по документам одновременно лечится и в поликлинике, и в стационаре!

Сейчас наша общая задача – используя те значительные средства, которые федеральный центр выделят на модернизацию здравоохранения, принципиально изменить к лучшему качество и доступность медицинской помощи. Для этого есть средства и все необходимые инструменты: например, та же система контроля за лекарственным обеспечением, за питанием больных – она сейчас осуществляется через ФОМС. Персонифицированный учет услуг тоже уже работает. Именно благодаря этому нам удается быстро выявлять и вовремя исправлять многие нарушения.

Впрочем, судьба медицинских учреждений зависит не только от принимаемых законов и программ, но и от того, как они выполняются. А это уже наша общая задача – всех органов власти, в том числе и муниципальной. Ведь люди живут в конкретных районах и лечиться идут в местные больницы. А там должны быть хорошие врачи, их должно быть столько, сколько нужно. Больницы должны возглавлять грамотные руководители. И для всех них нужно создавать хорошие условия жизни. Именно местной власти об этом и думать. С этого начинается качество здравоохранения. А средства на его развитие у государства сегодня есть.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №41 (441)
Автор статьи:  Записал Александр ПОЛЕТАЕВ
Рубрика:  Здоровье

Возврат к списку


Материалы по теме: