Яндекс.Метрика

Андрей ИВАЩЕНКО: «Из государственного предприятия сделали частную лавочку»

Андрей ИВАЩЕНКО:  «Из государственного предприятия сделали частную лавочку»

В понедельник первый заместитель областного министра транспорта и дорожного хозяйства Иван Козаченко представил коллективу ОАО «Межгородтранс» и.о. руководителя предприятия Андрея Иващенко. Новость стала неожиданной для стороннего наблюдателя, но не для профессионального сообщества. Депутат Саратовской городской думы Иващенко не понаслышке знаком с отраслью, и именно он предложил программу вывода «Межгородтранса», собственником которого является региональное правительство, из глубочайшего кризиса. К такому состоянию предприятие привел прежний руководитель Борис Кайданов, который пытается сейчас избежать ответственности, внезапно «заболев».

– Андрей Евгеньевич, признаться, ваше назначение стало для журналистов неожиданным…

– Это впечатление обманчиво. С проблемами «Межгородтранса» я знаком уже несколько лет. Еще в 2007 году, занимая должность начальник Транспортного управления, я помогал предприятию выбраться из них. Тогда городские власти поделили рынок пассажирских перевозок среди основных транспортных предприятий: Саратовгорэлектротранс работал в центре, автокомбинат № 2 – в Ленинском районе, а бывший ПАТП-4 (ныне «Межгородтранс») – в Заводском районе. Сегмент поделили так, чтобы все три предприятия могли динамично развиваться. В случае со СГЭТ и автокомбинатом № 2 это получилось. Например, первое предприятие, в том числе при поддержке муниципальных властей, за этот период работы получило только по исковым заявлениям к федеральному бюджету дополнительные 800 миллионов рублей. СГЭТ приобретал транспорт в лизинг, отремонтировал часть трамвайных путей и обновил подвижной состав. Автокомбинат № 2 также завоевал лидерство в своем сегменте.

И только ПАТП-4 застрял в аутсайдерах рынка пассажирских перевозок. После муниципальных выборов в марте мы попытались снова помочь предприятию, например добавляли графики. Я еще тогда задумался: ну как же так, рынок у всех одинаково прибыльный и растущий, СГЭТ и автокомбинат № 2 развиваются, а «Межгородтранс» – нет? По результатам анализа хозяйственной деятельности мне стало ясно, что проблемы предприятия из-за малой доходной части с объема оказываемых услуг, и при этом предприятие позволяет себе отказываться от прибыльных маршрутов. Так было, например, с тридцать первым маршрутом, где работают «газели». Нелогично: маршрут очень популярен у индивидуальных предпринимателей, поэтому может приносить доход «Межгородтрансу».

И я начал разбираться, встречался с министром транспорта Иваном Панковым и другими сотрудниками его ведомства. Тогда мне поступило предложение: если так хорошо разбираешься в пассажирских перевозках, подготовь программу по развитию предприятия. Я такой документ разработал. Его изучили губернатор Павел Ипатов, профильный заместитель председателя правительства Александр Стрелюхин и министр транспорта. В целом они признали программу реальной и приняли к реализации.

Но тогда встал вопрос, как ее внедрить на предприятие. Удивительно, но прежнее руководство «Межгородтранса» не пошло на контакт. И тогда от членов правительства мне поступило предложение: раз написал программу, разбираешься в транспорт­ной отрасли, тогда и реализуй ее. Помню, в довольно напряженной атмосфере состоялась встреча с директором предприятия Борисом Кайдановым. Я еще тогда обратил внимание на его странную позицию: человек противился модернизации и стал бороться против программы, наверное, боясь пристального внимания к его предприятию и источникам доходов, продолжая вгонять «Межгородтранс» в экономический тупик. Со стороны правительства его позиция не осталась незамеченной, и ему предложили спокойно отправиться на пенсию, учитывая прошлые заслуги в становлении предприятия в советский период, но Кайданов отказался и взял больничный лист, сбежав с предприятия, коллектив которого должен был обсудить программу. В минувший понедельник на собрании программа трудовым коллективом была встречена с одобрением, так как каждый понимает, в какой ситуации оказалось предприятие и что нужно наводить порядок.

– А в каком состоянии сейчас находится «Межгородтранс»?

– Образно говоря, это большой завод, который используется не по назначению. В каждом цехе работают частные лавочки, использующие профессиональный коллектив в своих целях. Они прибыльны, развиваются, а само предприятие загнивает.

Дела мне еще никто не передавал, но я, естественно, проанализировал состояние кассы и задолженности. Оно оказалось катастрофическим. Перед коллективом образовалась задолженность по зарплате за три месяца! Кайданов обещает журналистам, что еще поборется за свою должность. Пишет президенту письма, используя свой общественный статус председателя совета директоров при администрации Заводского района. Совесть есть?! Ведь уголовная ответственность наступает уже за двухмесячную задолженность по зарплате! Показателен и тот факт, что когда меня представляли коллективу, Пенсионный фонд из-за долгов по налогам и отчислениям с фонда заработной платы заблокировал счета предприятия. В общей сложности за топливо и по зарплатам образовалась задолженность в 15 млн рублей.

Но это еще цветочки. Я посмотрел, как работают индивидуальные перевозчики на маршрутах «Межгородтранса», как происходит сбор средств с них. Служебные проверки еще продолжаются, но уже выявлены случаи, когда деньги не доносились до кассы. Меня больше всего возмутило, что прежнее руководство предприятия наладило здесь себе частный бизнес. Купили несколько десятков автобусов и выпустили их на маршрут, а все амортизационные расходы и затраты на топливо списывали на «Межгородтранс». Вот из-за этого на предприятии сейчас недостаточно водителей: бизнесмены переманили к себе лучших из «Межгородтранса». При наличии 61 автобуса работают только 35 – водителей нет. Таким образом, это не «Межгородтранс» увеличивает свою долю на маршрутах, а наоборот, частники выживают его.

Еще одна сторона проблемы – предприятие погрязло в арендаторах. Целые участки отведены под частные автомойки, ремонтные мастерские, стоянки. Я считаю, кормушка образовалась при попустительстве прежнего руководства. Эта система многоуровневая: люди, понимая, что не получат вовремя зарплату, пытаются что-нибудь поиметь с предприятия, оказывая услуги и не сдавая деньги в кассу. Хотя их по-человечески понять можно: они поставлены на грань выживания, у них семьи и дети.

– Как вы намерены бороться с ситуацией?

– Я уже обратился в региональное правительство за поддержкой. Сейчас надо направить все поступающие средства на погашение задолженности по зарплате. Конечно, сразу эту проблему не решим, но люди уже в течение трех дней получат деньги хотя бы за два месяца. Дальше будем ориентироваться по доходам, и источники уже понятны. Сейчас для этого нужно блокировать коммерческие интересы посторонних лиц и усилить контроль над финансовыми потоками.

До нового года планирую вывести предприятие на рентабельный уровень, потому что по некоторым задолженностям нам еще предстоят суды: муниципальное учреждение «Транспортное управление» должно свыше 3 миллионов рублей, есть долг по компенсациям в размере 13 миллионов. В следующем году перейдем к развитию. Я уже провел встречи с лизинговыми компаниями. Закупим 25 новых автобусов, причем 6 из них будут двухъярусными, их пустим на междугородные маршруты. У лизинговых компаний есть уверенность, что мы рассчитаемся. Потенциал у предприятия хороший. Главное – работать честно, а не на свой карман.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №34 (434)
Автор статьи:  Беседовал Дмитрий ПАСЬКОВ
Рубрика:  Власть/Политика

Возврат к списку


Материалы по теме: