Яндекс.Метрика

Чехов: Спать хочется

Чехов: Спать хочется

На заседании коллегии областного минкульта, состоявшемся 7 июля, ноту нерешенных проблем усилил пессимизм худрука драмтеатра. У Григория Аредакова все плохо. Труппа не обновляется, выпускники поголовно уезжают в Москву, а филиал – Театр русской комедии – влачит жалкое существование…

Правда, с местом прописки влившейся четыре года назад труппы у Аредакова случилась путаница: худрук забыл, что коллектив Русской комедии всю жизнь работает в ДК завода техстекла на Ломоносовской, а не в ДК «Россия» на площади Ленина. Из чего присутствующие могли сделать вывод: филиал, работающий в самом крупном районе города и имеющий полноценный зал, у руководства театра драмы на самых последних ролях.

Если представить себе, что на коллегии по счастливой случайности оказался наш достопочтимый земляк Олег Павлович Табаков, то в ответ на потерянный тон провинциального коллеги руководитель МХТ, вероятнее всего, произнес бы свою излюбленную цитату из пьесы Чехова: «Дело надо делать, господа!». И ниспроверг бы тем самым любое занудство на тему «недодали».

Помнится, в одном из интервью четырехлетней давности, в названии которого фигурировала приведенная цитата, на вопрос, почему уже всем коллегам Табакова театры построили, а ему никак не предоставят новое помещение под «Табакерку», которой к тому времени исполнилось 20 лет, великий артист и мудрый человек привел куда более важный для себя аргумент: неизменные аншлаги на спектаклях, триумфальные гастроли своей труппы, за месяц распроданные по высоким ценам билеты.

«А то, что этому коллеге дали театр, а тому коллеге построили… Да пусть он посчитает людей в зале, этот коллега! Я бы на себя руки наложил, если бы мне пришлось играть в полупустом зале!» – признался Олег Павлович, не рискуя быть пойманным на слове.

Конечно, условия выживания культуры в провинции несопоставимы со столичными возможностями. Но плохие танцоры, которым всегда что-то мешает, – отнюдь не знак провинциального бытия. Можно и в восьмисоттысячном городе собирать полные залы, одновременно работая на нескольких площадках, приглашать не последних иностранных режиссеров и художников, устраивать помпу из каждого международного проекта, развивать успешные начинания и амбициозно претендовать на мегатерриторию искусства. Условия автономии, в которых оказались все саратовские театры, как раз и рассчитаны на амбиции, опыт, предприимчивость и грамотный менеджмент, как бы нас ни раздражало это слово применительно к исследованию человеческих душ.

Почему же Драма уже который год прозябает, а у ее руководства творческим азартом глаз давно не горит? В то время как коллеги Аредакова, превозмогая объективные финансовые трудности, сохраняют свои наработанные бренды (Опера – Собиновский фестиваль и конкурс молодых вокалистов, ТЮЗ – лабораторию творческих проектов «Четвертая высота» и фестиваль молодежных театров поволжских городов «От А до Я»), выезжают на престижные форумы, зарубежные гастроли, пополняют труппу и изо всех сил сопротивляются унылому провинциальному течению жизни, театр, имеющий достаточные ресурсы и былую славу, перестал быть интересным и давно уже громко о себе не заявляет?

Не пора ли задуматься учредителю академдрамы о качестве ее менеджмента, о причинах низкой заполняемости залов и утраченных позициях?

Насколько эффективен тандем изначально далекого от искусства, но «предприимчивого» директора Владимира Петренко и патриарха саратовской сцены худрука Григория Аредакова? Где идеи и проекты, которых достоин театр академического статуса? Почему не развивается творчески филиал, который уже скоро 5 лет является неотъемлемой частью старейшего академического театра, или многочисленные жители Ленинского района достойны только лишь «Слишком женатого таксиста» и не могут претендовать на качественный репертуар и высокую исполнительскую культуру (хотя вряд ли уместно поднимать эту тему, если худрук не знает, где находится принадлежащий его коллективу зал)? С каких пор пределом мечтаний некогда самой известной периферийной труппы стала поездка на фестиваль в город Калугу, да и та, мягко говоря, не произвела фурора (в контексте представленных постановок наша «Женитьба» не удостоилась положительной оценки критики)? И где растворились 30 выпускников курса Григория Аредакова, ни один из которых не захотел продолжить профессиональную карьеру у своего мастера?

Все эти вопросы навеяны усталым спичем худрука Драмы на прошедшей коллегии. Ответы на них читайте у классика.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №26 (426)
Автор статьи:  Александр ПРЯШНИКОВ
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: