Яндекс.Метрика

Автопробег по легким

Автопробег по легким

Машины – главный и наиболее опасный загрязнитель воздуха в нашей области. Выхлопные трубы «четырехколесных друзей» выделяют более 55% вредных выбросов в среднем в регионе, а в городах – до 70%. Больше всех страдает Саратов – выхлопы автотранспорта за 2005 год составили 129,9 тыс. т (выбросы всех машин области – 225,5 тыс. т). Между тем Концепция развития городского общественного транспорта, которая могла бы уменьшить вред здоровью горожан, уже больше года буксует в Саратовской гордуме.

По признанию экологов, автомобили вредят больше заводов и фабрик. И дело не только в статистике выбросов. Трубы промышленных объектов выводят загрязняющие вещества в верхние слои атмосферы, и возвращаются они к нам лишь с осадками, опосредованно, а автомобили чадят над самой землей – достаточно низко, чтобы попасть в легкие и взрослых, и детей.

По данным испанских исследователей, в Европе от заболеваний, вызванных выхлопными газами, ежегодно умирают 225 тыс. человек. В России эта цифра, скорее всего, в несколько раз больше: все-таки европейские машины соответствуют экологическому стандарту четвертого поколения, ЕВРО-4, а в России в прошлом году приняли только стандарт ЕВРО-2, и лишь с 2008 года планируется перейти на ЕВРО-3. При этом принятые экологические стандарты повлияют лишь на качество производимых и импортируемых в страну автомобилей: не соответствующие ЕВРО-2 машины не допустят на дороги. Однако российские города и веси забиты старым, экологически вредным транспортом. В первую очередь, это классическая продукция отечественного автопрома.

Избавление от чадящих монстров может произойти только естественным путем – при техосмотре берутся замеры выбросов оксида углерода по отечественным ГОСТам, куда более «гуманным», чем ЕВРО-2. Воздействовать на владельцев экологически устаревших моделей практически невозможно. С 2002 года в соответствии с новым Административным кодексом запрещены талоны токсичности и инструментальные проверки автомобилей на дорогах (при этом не секрет, что некоторые водители вообще умудряются проходить техосмотр «заочно»). Нет и законов, позволяющих «бить рублем». Автолюбители не платят за вредные выбросы в окружающую среду и потому не заинтересованы в замене двигателей на более экологичные и экономичные, также как и в переходе на более безопасные виды топлива.

Между тем уменьшить вред органам дыхания российских горожан можно с помощью организационных мероприятий, не очень сложных, хотя и довольно дорогостоящих. В частности, в докладе на ПДС у губернатора 15 января 2007 года министр области – председатель комитета охраны окружающей среды и природопользования Валерий Белов предложил, в первую очередь, такие меры, как «ремонт автодорог» и «рациональная организация движения автотранспорта».

Как выясняется, качество дорожной сети и асфальтового покрытия напрямую влияют на объем вредных выбросов. Дырявый асфальт, узкие улицы, неудачная сеть светофоров заставляют водителей ехать медленней, скапливаться в пробки, буксовать на перекрестках. Двигатель работает на низких оборотах, топливо горит зря, объем выхлопов возрастает. Кроме того, города недостаточно защищены от крупнотоннажных грузовиков. ДПС отправляет на объездную только транзитный транспорт, а фуры, пункт назначения которых Саратов (или другой город области), заезжают на разгрузку прямо в жилые районы. Если бы складские помещения переместились на окраины, это могло решить проблему. Общественный транспорт – отдельная тема. Электрические трамваи и троллейбусы на многих маршрутах в Саратове практически вытеснены работающими на бензине маршрутками.

В настоящее время комитетом охраны окружающей среды и природопользования области подготовлен и согласовывается проект распоряжения правительства области «О проведении операции «Чистый воздух». В нем – положение об операции «Чистый воздух» и состав областного совета по ее организации. Цель мероприятия – оценка влияния автотранспорта на загрязнение атмосферы и снижение вредных выбросов от предприятий транспортно-дорожного комплекса. По оценке Валерия Белова, скорее всего, первая операция «Чистый воздух» пройдет уже в этом году.

Но главный инструмент снижения вреда – качество городской дорожной сети – все же находится в руках муниципалитета. Больше года, с октября 2005-го, в Саратовской городской Думе обсуждают Концепцию развития городского общественного транспорта на 2006–2010 годы. В ней предусмотрены меры по улучшению дорожной сети, увеличению доли электротранспорта в пассажирских перевозках и пр. Пока что дальше разговоров дело не идет. А жаль – реализация концепции могла бы изменить ситуацию к лучшему и уменьшить поступление в атмосферу выхлопных газов. Наблюдатели связывают «пробуксовку» с ситуацией на рынке маршрутных перевозок, более отвечающей интересам ограниченного числа предпринимателей, нежели жителей города в целом.

Пока суд да дело, число автомобилей в Саратовской области растет на 7–10 тыс. в год. А значит, объем вредных выбросов в нижние слои атмосферы не сокращается, даже несмотря на то, что в Россию пришли европейские экологические стандарты.

В тему

26 января 2006 года областной комитет охраны окружающей среды и природопользования презентует второе издание «Красной книги Саратовской области». 528 страниц содержат изображения и описания 541 редкого вида грибов, растений, лишайников и животных. Книга написана строгим научным языком и предназначена, в первую очередь, специалистам и преподавателям, а также любителям родной природы. Ценность издания повышают практические рекомендации по сохранению мест обитания и восстановлению численности редких видов флоры и фауны.

Первое издание «Красной книги Саратовской области» вышло в свет в 1996 году. В ней под охрану были взяты 404 вида растений и животных, обитающих в регионе. Региональные «Красные книги» введены постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 году. В соответствии с ним субъекты федерации должны обновлять и переиздавать свои «Красные книги» не реже, чем раз в 10 лет.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №3 (212)
Автор статьи:  Владислав СЕРОВ
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: