Яндекс.Метрика

У Золушки были большие ноги

У Золушки были большие ноги

...И довольно угловатые движения. И нос она по привычке утирала ладошкой. Но надевая на глазах у зрителей нарядное золотистое платье, и сама волшебно преображалась. Носом не шмыгала, почти научилась танцевать и, главное, не кидала, как прежде, сердитые взгляды на мачеху с сестрами. Что, в общем-то, ставило ее с ними на одну доску.

Вот такую нетрадиционную Золушку показал наш ТЮЗ под занавес сезона. И еще было много всяческих премьер в знойном июне и начале прохладного июля.

Танцуют все!

Постановщик спектакля по пьесе Евгения Шварца «Золушка» Татьяна Пыхонина – режиссер начинающий. Это фактически ее дипломная работа. Может быть, именно поэтому она не боится идти на эксперименты и приглашает на главную роль девушку крупную. Но откуда бы и взять, в самом деле, дочери лесника миниатюрную ножку и светские манеры? Зато Золушка Ирины Протасовой (студентки театрального факультета) очень открытая, искренняя. Такая простушка – прямо все на лице написано. Конечно, до превращения в «таинственную и прекрасную гостью» ей еще далековато. Но придет и это со временем. Жизнь спектакля только начинается.

А было бы, наверное, любопытно довести опыт с большой Золушкой до конца. И не наигрывать, с какими невероятными «натугами» влезает в ее «туфельку» и впрямь изящная ножка сестрицы, а показать, что хрустальный башмачок с нее слетает из-за своего внушительного размера. Большие ноги, мол, удел больших тружениц, крошечные ступни – великих бездельниц. И, возможно, где-то обозначить это в тексте. Правда, тогда литнаследники великих воспротивились бы. Говорят, они тайно ездят по театрам, проверяя, не нарушено ли где авторское право.

А вот к Принцу у них точно никаких претензий не было бы. В исполнении Александра Фильянова он и впрямь сказочно красив и инфантилен. Что вполне в духе Перро и Шварца. Замечательно обворожительна и коварна Мачеха Татьяны Лукиной. Она даже заставляет забыть гениальные интонации Фаины Раневской в знаменитой киноверсии сказки. Добр и обидчив Король Александра Федорова. Равноценные составляющие сценической версии – музыка и костюмы.

Марина Суконцева – постановщик совсем молодой, выпускница все того же актерско-режиссерского курса Антона Кузнецова. В «Золушке», с ее легкой руки, танцуют буквально все, особенно на балу. Хотя мне показалось, что нашей простушке с лесной опушки для начала лучше бы танцевать что-нибудь попроще – типа полечки, что ли. Танец – стилизация под классику в ее исполнении выглядит не слишком естественно.

Декорации хороши, костюмы вообще роскошны. Превращение тыквы в карету происходит одним движением руки. Огромная рыжая краса огорода раскрывается и оказывается прелестной бальной повозкой. Театр снова пригласил к постановке великолепного художника-стилиста Юрия Наместникова.

«Ошибки» повторяются

В академдраме в первые дни июля тоже эксперимент. Ставить классическую комедию пригласили не очередного «варяга», а своего человека, профессора театрального факультета консерватории Римму Белякову (на фото). 15 лет назад она ставила «Ночь ошибок» Голдсмита со своим выпускным курсом. От прежнего состава остался только хореограф театра Алексей Зыков. Своего застенчивого аристократа он играет и на этот раз. В паре с Игорем Баголеем. Двое самых роскошных мужчин драмы изображают двух сердцеедов – скрытого и явного. Их партнеры по сцене – ведущие актеры театра и начинающие артисты. Выпускники этого года и студентки 3-го курса. Римма Ивановна смело погружает начинающих в сложный драматургический материал, и небезуспешно. В спектакле дебютировали ее студентки Елена Самойлова и Зоя Юдина. Самые «репертуарные» молодые артистки театра Татьяна Родионова и Ольга Милованова сменили их на второй день премьеры в ролях двух проказливых мисс. Художник спек­такля опять же Юрий Наместников, с его умением весьма точно стилизовать под старину.

Вообще-то, как вы и без меня догадались, Голдсмит – это не Лопе де Вега и даже не Гольдони. Английский юмор не площадной, не массовый. Он как бы штучный, и английские комедии получаются не такие уж смешные. Это комедии диалогов, здесь нужно ловить каждое слово артиста. А как его «словишь», если с акустикой на балконе после ремонта драмы что-то произошло? Да и тяжеловато идет пока вхождение в текст в первых сценах. Наверное, в этом причина, что часть зрителей с премьеры ушла. Что было абсолютно незаметно при полном переаншлаге второго дня премьеры.

Директор драмы Юрий Кравец, тоже выпускник Беляковой пятнадцатилетней давности, пригласил на новые «Ошибки» весь курс из разных театров и городов страны. Они поднимались на сцену, засыпая цветами свою Учительницу, пережившую уже девять выпусков учеников. «Комедия ошибок» – на любителя: того, кто истинно любит театр, стихию сцены и готов в зале не только расслабляться, похохатывать (что вполне можно сделать и дома у телевизора), но и думать.

Из волшебного сундучка

Зато «Теремок» решил пригласить столичные силы. Художник-по­становщик спектакля «Царевна лягушка» – заслуженный деятель искусств Чувашской Республики Татьяна Старикова. Сейчас живет и работает в Петербурге. Обновляя сказочный багаж театра, художник придумала некий волшебный сундучок, с декорациями, помещенными прямо на его крышку. Там находится тридевятое царство-государство с высокими теремами и вековыми дубами.

Крышка неожиданно откидывается – действие переносится внутрь. Дуб разрастается и занимает полсцены, своими сплетенными ветками напоминая скрученные, протянутые вверх руки. Куклы выскакивают со дна сундучка-трансформера, удачно заменившего обычную ширму кукольников. Увлекательно и страшновато, как и должно быть в волшебной сказке. Особенно пугающе выглядит Кощей Бессмертный, то проносящийся смерчем, то ковыляющий по сцене в виде скелета лошади. Баба Яга, согласно нынешней традиции постановок, «на лицо ужасная, добрая внутри». И весьма, весьма обаятельная. Остальные герои, включая Прекрасную Василису тире Лягушку, решены в одном ключе, с весьма спорными представлениями о прекрасном (нос сильно вздернут, рот большой, глаза навыкате). Зато все они очень комичны.

Поставила новую версию старой-старой сказки заслуженная артистка России Татьяна Кондратьева. Думаю, в таком варианте она будет интересна всем возрастам.

Коту не повезло

Не менее интересны и выпускные спектакли нашего театрального факультета. К пьесе Островского «Не все коту масленица» редко обращаются режиссеры, а она сейчас становится все актуальней. Это первая самостоятельная режиссерская работа педагога курса Григория Аредакова Эльвиры Данилиной (на фото). Эльвира, конечно, талант и вообще умница, но в режиссерском кресле ее видеть непривычно. Ничего, справляется! Замечательно тонкую игру здесь ведут между собой три действующих лица: с виду наивная маменька (Ирина Кондакова), наглый старик купец Ахов (Андрей Казаков) и робкий, но пылкий его племянник (Григорий Алексеев).

Несколько цитат из пьесы даже красуются у входа в зал: «Деньги еще никому на свете не надоели. Особенно если их нет». Не надоели деньги, разумеется, и обнищавшему семейству купца Круглова. Особенно сильно колеблется маменька Дарья Федосеевна. Так хочется ей вырваться из унизительного круга нищеты – а тут первый богач округи к ее Агничке сватается… У актрисы еще и ярко выраженный комический дар, проявившийся впервые в роли «железной леди революции» в спектакле «Хочу ребенка». В пьесе Островского ей тем более есть где разгуляться. Она не только очень тонко передает все метания почти интеллигентной маменьки (с романами на диванах возлежит!), но и делает это очень смешно. Подарки Дарья Федосеевна от старика Ахова принимать принимает, но дочь свою за него не отдаст. Слишком помнит своего деспота мужа и его «науку» тяжкой купецкой рукой.

Однако Островский не был бы Островским, ежели б написал обычную пьесу-моралите на темы богатства и порока, бедности и добродетели. Просто на смену несколько топорным Аховым (и довольно примитивным первоначальным накопителям капитала) приходят умные, образованные, изобретательные Ипполиты. Племяннику не удалось выбить из жадного дядюшки свою кровно заработанную копеечку. После всех просьб и угроз он прибегнет к хитрой уловке – и получит все сполна.

Не так уж дремуч был старый купец, но непокорность в бедных бес­ит его ужасно. Не столь уж наивен оказался и его юный соперник в борьбе за прекрасные глаза Агнички, коль сумел такого хитрюгу надуть.

Уже стало обыкновенным делом показывать премьеры в разгар лета, пробовать их на первых зрителях. Что не обкатали сейчас, «докатают» в новом сезоне.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №28 (186)
Автор статьи:  Ирина КРАЙНОВА
Рубрика:  Афиша

Возврат к списку


Материалы по теме: