Яндекс.Метрика

Ночь с Булгаковым

Ночь с Булгаковым

Нынешним молодым людям повезло: они изучают его в школе. Наше поколение впервые знакомилось с «Мастером и Маргаритой», читая книгу-откровение тайком, на лекциях, спрятавшись за широкими спинами однокурсников. И то – в журнальном варианте. Tempora все же mutantur (то есть, времена меняются).

Два Дома отметили в Саратове эту серьезную дату изобретательно и вдохновенно – Дом русской литературы XX века (Фединский музей) и Дом кино.

В Фединском, как они это умеют, кратко освежили в памяти (с помощью уникальных снимков и интересных комментариев замдиректора музея Ирины Кабановой) литературную биографию писателя. Художественно прочли литературные отрывки. А потом слово взяли ученые, маститые профессора и начинающие аспиранты института русской литературы и журналистики СГУ. Они поделились своими исследованиями и открытиями. К сожалению, нет уже на свете Аллы Жук, крупного ученого, одной из первых в саратовском литературоведении разработавшей тему Булгакова. Но есть ее талантливые ученики, есть соратники.

Профессор Юрий Борисов не относит себя к булгаковедам, однако меткие наблюдения и остроумные заключения по поводу «Багрового острова» (пьесы-памфлета Михаила Афанасьевича), его блестящий текстологический анализ (позволивший обнаружить в пьесе второй план: пародию на репетицию «Горе от ума») вызвал восторженный интерес слушателей.

Увлекательно проходила и «Ночь с Булгаковым» в Доме кино, куда пришла молодежь, в основном, студенты театрального института. Ведь на экране один за другим оживали герои булгаковских пьес и инсценировок. Замечательно была подана сцена допроса Иешуа – «нарезками» сразу из трех экранизаций великой книги: режиссеров Бортника, Кары и Вайды. С помощью Татьяны Зориной, главного редактора Нижне-Волжской студии кинохроники, студенты поучаствовали в викторине. Уже давно стала легендой театрального Саратова постановка «Мастера и Маргариты» режиссером Александром Дзекуном. Актер Олег Смирнов, исполнявший роль Понтия Пилата, вспомнил, как это было. Тогда он мечтал именно об этой роли, и режиссер словно прочитал его мысли.

Выступила и завлит Саратовской драмы Ольга Харитонова, рассказав, что театр в те годы словно превратился в театр Булгакова: были поставлены четыре его пьесы. Только один актер Евгений Виноградов был занят во всех четырех постановках. И делал это превосходно! Кто видел его вальяжного, нагловато-милого Бегемота, с трудом привыкал к другим исполнителям этой роли.

Тогда же в театре надумали писать «письма Булгакову». Одно из самых талантливых, поэтичных, с легким юмором написал и актер Виноградов. «…Камин ласково потрескивает, и в комнате становится тепло и уютно. А я ловлю себя на мысли, что они мне родные, и я мог бы написать о них целый роман, который потом бы сжег в печке. В отличие от вашего, мой бы сгорел…». Это он о своих героях. Виноградов умер очень молодым, но его хорошо помнит благодарный саратовский зритель.

«Коемуждо по делом его» – библейскую цитату в виде эпиграфа приводит автор к своему «Театральному роману». Так и получилось. Так и получается. Жалко, что не всегда при жизни.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №18 (418)
Автор статьи:  Ирина КРАЙНОВА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: